Контакты

Как работает новая московская транспортная система «Магистраль. По городу на автобусе: для чего нужна новая маршрутная сеть

Новую маршрутную сеть наземного транспорта «Магистраль», ориентированную на центральные районы города. The Village разбирается, зачем в ЦАО переименовали автобусы и как теперь доехать, например, от Рижского вокзала до Лубянки напрямую.

Зачем нужна «Магистраль»?

Правительство Москвы заявляет, что с запуском «Магистрали» наземный транспорт в центре города будет ходить в два раза чаще, городской автопарк пополнят 103 автобуса, а в ЦАО появится 24 новые остановки и шесть выделенных полос. Таким образом, через центр будут курсировать 370 автобусов, троллейбусов и трамваев, а их пассажиропоток должен увеличиться на 43 %. «Магистраль», по замыслу мэрии, поможет москвичам строить свои маршруты через центр города только с помощью наземного транспорта. Стоит отметить, что нововведения не коснутся спальных районов Москвы, а также маршрута «Б».

Что изменится?

Все маршруты наземного транспорта в центре разделили на четыре категории: магистральные, районные, социальные и ночные. Главным отличием новой системы станут магистральные маршруты, образованные на базе старых направлений. Их траекторию скорректировали так, что автобусы смогут преодолевать те же расстояния за меньшее время. Эти маршруты станут самыми длинными и соединят несколько районов - например, территории станций метро «Полежаевская» и «Нагатинская» - через центр города. Интервал в движении магистральных маршрутов самый незначительный - от пяти до десяти минут, а в их номерах присутствует буква «М».

Районные - более короткие маршруты, на которых можно доехать от конкретного района до ЦАО. К примеру - от Алексеевского до Трубной площади. Такие автобусы ходят с интервалом от 10 до 15 минут. Социальные маршруты будут ходить реже - раз в полчаса. На них горожане смогут добраться, например, до МФЦ, поликлиник и паспортных столов. Ночные маршруты объединят общим пересадочным узлом, расположенным рядом со станцией метро «Китай-город». Интервалы их движения останутся прежними - два раза в час.

Также в центре «выпрямили» несколько популярных маршрутов. Например, в районе Долгоруковской и Баррикадной улиц организовали сквозное движение общественного транспорта, благодаря которому автобусы смогут не выезжать на Садовое кольцо - за счет этого время маршрута сократилось на 10–15 минут.
А автобус № 6, который раньше в одну сторону ехал по Воздвиженке, а обратно - по Гоголевскому бульвару, теперь будет курсировать только по Гоголевскому и получит название «М6». Чтобы горожане успели привыкнуть к изменениям, ближайшие несколько месяцев на автобусах будут висеть таблички как со старыми, так и с новыми номерами.

Какие новые маршруты появятся?

Среди новых маршрутов - автобус «А», который будет идти от площади трех вокзалов до Лужников через западную часть Бульварного кольца. Появится и автобус «М1», который соединит Ленинский и Ленинградский проспекты через Тверскую и парк Горького. Также можно будет доехать от Рижского вокзала до Лубянки напрямую на новом автобусе № 38. А магистральный маршрут «М6» пройдет от Нагатинского района до «Полежаевской» по Большой Никитской, на которой недавно восстановили транспортное движение.

Андрей Кармацкий

основатель картографической компании Urbica Design:

При департаменте транспорта создали рабочую группу из сотрудников мэрии и транспортных организаций, включая нашу компанию Urbica Design, а также из зарубежных экспертов. Члены группы проанализировали большие объемы информации, на основе этих данных выявили неэффективные маршруты и разработали новую транспортную сеть. Затем эксперты оценили, насколько новая схема эффективнее существующей. Например, рассчитывалось, как далеко можно добраться за полчаса на общественном транспорте на старых маршрутах и пользуясь сетью «Магистраль».

Создавая новые маршруты, мы ориентировались на данные о пассажиропотоках, учитывали маршруты пересадок с наземного транспорта на метро, статистику метрополитена, средние скорости движения общественного транспорта по данным датчиков ГЛОНАСС и другую информацию.

По сути, мы возвращаем наземный транспорт в центр города. И за счет открытия новых выделенных полос, в частности на Кремлевском кольце, стало возможным оптимизировать маршруты так, чтобы они стали удобными для пассажиров.

Пресс-служба департамента транспорта Москвы:

Москве необходим качественный и удобный наземный транспорт. Вместо разрозненных и устаревших маршрутов москвичи получат магистральный транспорт, курсирующий в течение дня с интервалами в пять-десять минут, который свяжет наиболее удобными траекториями самые востребованные в городе точки притяжения.

Мы ожидаем, что в ближайшие два года пассажиропоток наземного транспорта в центре города вырастет в два-три раза и достигнет одного миллиона человек в день. Это станет возможным благодаря новому подходу к планированию сети.

Магистральные маршруты, курсирующие в течение дня с интервалами в пять-десять минут, получат обозначение «М» перед номером. Мы внесли изменения в нумерацию маршрутов для удобства москвичей. Стоящая перед номером литера «М» укажет пассажирам, что этот маршрут не нужно ждать: он ходит с минимальными интервалами в течение всего дня. Средний интервал движения на центральных маршрутах будет сокращен более чем в два раза. Если сейчас в центре Москвы транспорт необходимо ждать в среднем 16 минут, то после ввода «Магистрали» и новых выделенных полос время ожидания составит пять-восемь минут.

Маршрутная сеть «Магистраль».

С целью оптимизации работы и комфортности передвижения пассажиров в центральной части Москвы запущена новая маршрутная сеть, которая получила название «Магистраль».

Введены несколько новых, выделенных полос наземного транспорта, что позволяет сократить время в пути и время ожидания, соединены некоторые районы города с центром, облегчена транспортная доступность различных социальных объектов — поликлиник, паспортных столов, пенсионных фондов и т.п.

Маршруты разделены на три категории: магистральные, районные и социальные.

Магистральные маршруты — основные, самые протяженные. Их задача соединять межу собой разные районы Москвы и центр города. Эти маршруты наиболее быстрые и наиболее частые. Интервал движения самый минимальный — 5-10 минут.

Районные маршруты — короче, и интервал движения чуть реже — 10-15 минут. Их задача — соединение районов с центром. Предназначены для коротких поездок, и для того, чтоб доехать до пересадки на магистральный маршрут.

Социальные маршруты — разнообразные по протяженности, интервал движения до 30 минут. Задача социального маршрута — комфортность и удобство пассажиров в пути к социально — значимым объектам.

График движения маршрутов осуществляется по тактовому расписанию. Удобство тактового расписания состоит в том, что транспортные средства приходят на остановку через равные промежутки времени (в зависимости от времени суток).

Изменена и нумерация маршрутов, появились буквенные и цифровые номера, но в ближайшие несколько месяцев, для удобства пассажиров на транспорте будут указаны и старый и новый номер.

Некоторые маршруты были выпрямлены, дополнены сквозными переездами.

Есть изменения и в работе ночных маршрутов. Маршруты Н1 , Н2 , Н3 , Н4 , Н5 , Н6 сходятся на едином пересадочном узле, который расположен недалеко от станции метро «Китай — город», на Славянской площади. Стыковка разных маршрутов на Славянской площади помогает пассажирам в позднее время суток попасть в нужный район города. Интервалы движения маршрутов — 30 минут.

Спустя несколько десятилетий наземный транспорт возвращается на улицы Большая Никитская и Садовническая.

Возрожден исторический маршрут А, по Бульварному кольцу.

Путь следования по маршруту А на карте:

Новая нумерация маршрутов идет подряд, сверху вниз и против часовой стрелки.

Новая нумерация с буквенным обозначением М и путь следования по маршруту на карте.

Вчера неожиданно на официальном сайте мэрии было о перезапуске всей наземной транспортной сети города. Она получила название «Магистраль» и обещает сотворить чудо: транспорт станет ходить в два раза чаще, автобусов, троллейбусов и трамваев будет больше, москвичи смогут удобнее планировать свои маршруты и передвигаться по городу.

Проект делит маршруты на три типа: магистральные, на которых можно будет добираться на большие расстояния - от «Китай-города» до «Владыкино», например; социальные - до поликлиник и паспортных столов, а также районные, обеспечивающие связность внутри районов. Самые популярные маршруты выпрямили: это призвано повысить скорость движения и сократить интервалы. Основным пересадочным пунктом сети станет Лубянка: здесь можно пересесть с любого магистрального автобуса (номер отмечен буквой М) на нужный.

Проект теоретически революционный: расстояние между станциями метро у нас достигает более полутора километров, и теперь вместо 20-минутной прогулки до места назначения можно будет за 5 минут доехать на автобусе. Транспорт покроет некоторые новые участки; автобусы, раньше объезжавшие Кремль, больше так делать не будут - для них выделены специальные коридоры; линия троллейбуса появится, скажем, на Большой Никитской. Однако у «Афиши Daily» остались к проекту вопросы, которые она адресовала экспертам.

Зачем все это сделано?

Михаил Блинкин

директор Института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики

«Возможности транспортной политики определяются простой вещью: сколько в городе асфальта и сколько автомобилей? Поделите одно на другое. Если на долю одного автомобиля приходится много асфальта, как в Бостоне или Филадельфии, то возникает свобода транспортной политики. Можем вообще ей не заниматься: пусть ездят как хотят, а общественный транспорт оставим для престарелых и детей как вспомогательный социальный сервис. Есть еще европейский вариант, где асфальта поменьше, и они придумали вещи устойчивой мобильности, общественный транспорт, пешеходную среду; это все красиво изложено в книжках и законах. Наш асфальт уложен по советским планировкам, а машины стали появляться сильно позже, в 1990-е, - одно наложилось на другое, и в результате в Москве критически мало асфальта на автомобиль.

Стимулирование поездок на общественном транспорте - это хорошо, но главное, чтобы появились новые пассажиры. Кнут - это парковочные тарифы: владение автомобилем становится дороже, это правильно. Нужна альтернатива: именно для этого общественный транспорт делают более привлекательным, . В этом направлении и нужно идти дальше - сделать общественный транспорт более привилегированным, еще более комфортным.

Что касается наземной сети, ее основные форматы были заданы планировочными решениями 1970-х - никаких серьезных реформ за 50 лет не было, что-то добавляли и что-то убавляли, но, в принципе, мало что поменялось. А сейчас идут серьезные изменения. Появится, например, метробус - привилегированный общественный транспорт. Не спускаясь в метро, можно будет ехать на большие расстояния. Разработка будет идти неизбежно методом проб и ошибок. Один маршрут, как старинный 144-й по Ленинскому проспекту, будет доходить не до Театральной площади, как раньше, а идти еще дальше, до Лубянки. Посмотрим, как новая сеть будет работать в центре - со стороны Моховой и к Новому Арбату, например. А может, и неплохо будет. В любом случае, трагедии не случится. Трагедией было бы, если бы МЦК оказалось не востребовано - рельсы там уже проложены, и от них никуда не деться».

Как проходила работа над «Магистралью»?

Алексей Митяев

советник главы Дептранспорта, руководитель проекта «Магистраль»

«Для проектирования маршрутов мы собрали всех, кто занимается транспортом в Москве: представителей ведомств и префектур, активистов, блогеров и международных экспертов с опытом работы над маршрутными сетями. Мы проанализировали плотность населения и концентрацию рабочих мест, пассажиропотоки существующих маршрутов и станций метро, пересадки при поездках, скорости движения и автомобильных потоков.

Для этого проекта была специально создана интерактивная платформа на основе данных ЦОДД, Мосгортранса, Департамента информационных технологий, с помощью которой можно было проанализировать обезличенные сведения о передвижении граждан по городу. Подготовкой «Магистрали» занимаются около 1000 человек.

В результате в центре города появится регулярно курсирующий транспорт, который даст возможность жителям Центрального округа и пассажирам, которые работают в центре, добираться до места назначения, не спускаясь под землю и не затрачивая время на пересадки между линиями. После запуска новой маршрутной сети в центре впервые появится стабильная сеть наземного транспорта. Если сейчас в центре Москвы транспорт необходимо ждать в среднем 16 минут, то после ввода «Магистрали» это время сократится до 5–8 минут».

Андрей Кармацкий

гендиректор компании Urbica, делавшей для «Магистрали» аналитику

«Мы были одной из компаний-экспертов - помогали коллегам из Департамента транспорта с анализом и визуализацией данных в проекте. Один из наших подходов - анализ имеющихся данных о перемещении пассажиров и выявление неэффективных, проблемных мест. В старой версии сети были маршруты, которые в силу организации одностороннего движения следовали не оптимально. Это было неудобно: вы могли приехать в одно место (на работу, например), а уехать в обратном направлении не выходило - нужно было искать этот маршрут на другой улице. Новые маршруты двигаются в оба направления - за счет открытия полосы общественного транспорта на Кремлевском кольце, в частности. Второе важное улучшение: наиболее востребованные маршруты будут ходить чаще, именно поэтому они называются магистральными. Как я предполагаю, дальше авторы проекта будут смотреть за результатами запуска и дополнять и корректировать сеть, следуя тем же принципам».


Почему основной пересадочный узел на Лубянке?

Артур Шахбазян

заместитель руководителя Центра организации дорожного движения

«Так исторически сложилось, что район расположения Лубянки всегда отличался повышенной деловой активностью, начиная еще с XII века. Именно в этих местах пролегала дорога, которая связывала Киев и Смоленск с существовавшей тогда Владимирско-Суздальской Русью. Транспортная составляющая этого района Москвы способствовала тому, что здесь начали появляться продовольственные лавки и кузницы. И возвращаясь к вопросу, почему Лубянка выбрана центром, можно сказать, что Лубянка и Китай-город выбраны в качестве пунктов для разворота маршрутов общественного транспорта благодаря их удобному расположению в центре Москвы. Остановки на Лубянке и Китай-городе обеспечат комфортную пересадку между маршрутами, курсирующими из центра на периферию столицы. Наземный транспорт будет объединен в единую полноценную сеть и станет привлекательной альтернативой метро и машинам.

Этот проект очень важен для города, потому что затрагивает не только центр, как можно было подумать, но и отдаленные районы. Многие автобусы связывают не только соседние улицы, но и противоположные округа Москвы. Например, маршрут М1 (бывший Т1), проезжая через Тверскую, приходит на площадь Гагарина и следует далее по Ленинскому проспекту. Двустороннего движения общественного транспорта на Кремлевском кольце не было долгие десятилетия, из-за чего многим автобусам приходилось проезжать вдвое больше только для того, чтобы объехать Кремль. Выделенная полоса пройдет по встречке от Лубянской площади до улицы Большая Якиманка. А вот движение общественного транспорта в обратную сторону от Большого Каменного моста к Лубянской площади пустим пока в общем потоке. Вместо устаревших маршрутов по неудобным трассам москвичи получат магистральный транспорт, курсирующий в течение дня с интервалами 5–10 минут (в режиме метро), который свяжет главные точки притяжения города. А благодаря введению выделенной полосы на Кремлевском кольце для части пассажиров путь домой станет короче на 45 минут».

Какие проблемы остались нерешенными?

Анна Шевченко

архитектурный обозреватель

«Систематизация в условиях столичного хаоса - это уже хорошо, и такие меры, как оптимизация существующих маршрутов, ввод тактового расписания, а главное, приближение центра к окраинам, не могут не обнадеживать.

Другой вопрос - как эта система будет работать. Во-первых, маршруты. Все они теперь делятся на магистральные, районные и социальные. Но если посмотреть, например, маршрут М2 (Арбат - Кутузовский - Фили), призванный связывать магистраль и центр, то оказывается, что он не доведен до собственно магистрали - Можайского шоссе, так что от «магистральности» остается только название. Другие линии тоже прерываются на середине, количество хордовых связей в проекте и вовсе стремится к нулю. Второй момент: в текущей ситуации от пробок не спасет даже идеальный маршрут. Решить проблему способны только выделенные полосы общественного транспорта, которые пусть и начинают активно появляться, но зачастую не работают. До тех пор пока выделенки не будут использоваться исключительно для проезда общественного транспорта, центр к окраинам не приблизится.

И наконец, вопрос эффективности тактового расписания и количества подвижного состава. Москвичи после отмены маршруток жалуются на увеличение времени ожидания автобусов, а ведь для многих это единственный способ добраться до ближайшего метро».


Василий Быков

журналист, патриот наземного транспорта

«Я принципиально не езжу на метро. Все детство прокатался на 9-м и 13-м троллейбусах: из Останкино они приезжали в центр - к «Детскому миру» или на Трубную площадь. Не вижу смысла менять привычки, тем более, по слухам, в метро довольно противно.

Вчера внезапно правительство города объявило о проекте с красивым индустриальным названием «Магистраль». В презентации написано, что это сделано для того, «чтобы пассажирам было легче перемещаться в центре». Мелкое вранье! Новая сеть не решает этих проблем. Например, умникам из Департамента транспорта не хватило ума замкнуть Бульварное кольцо одним маршрутом. Каждый знает, что от Цветного до Чистых прудов можно добраться только пешком. Почему чиновники этого не учли - не знаю. Многие районы центра, например Патрики, Арбат, от Тверской до Большой Никитской, окружены дорогами, где транспорт ходит регулярно. Внутри районов ничего подобного нет. Пенсионеры и пионеры - только пешком добирайтесь до остановок! И таких примеров много. Так что основная идея перемещения на транспорте по центру - слегка провалилась: по карте это хорошо видно - серые пустоши между цветными линиями. А между тем как раз там и живут москвичи. 24 новые остановки на весь центр - это, простите, не решение проблемы, это петтинг. А мне хотелось бы более глубокого проникновения в центр.

А вот добраться до центра и покататься по нему жителю окраины стало правда удобнее. Дальние районы соединили автобусами. Обещают возить от Лужников до «Семеновской», от Нагатино до «Полежаевской». Прекрасно! Многие маршруты выпрямили и сделали чуть длиннее и логичнее: Т9 теперь ходит от метро «Владыкино» до «Китай-города» - мольбы и транспаранты жителей Марфино услышаны. Новый маршрут М10 от Лобненской улицы до «Китай-города» прекрасен еще и тем, что Садовое кольцо автобус проезжает почти насквозь.

Убрать бы маленькие недочеты - и было бы идеально. Волнует другое: по вечерам и по выходным наземный транспорт почти всегда ходит пустой. Я даже боюсь фотографировать проезжающие автобусы: вдруг чиновники увидят, что это никому не нужно, и окончательно уверуют в то, что москвичи любят метро. А это не так. Смотреть на город лучше всего с высоты сиденья трамвая/троллейбуса/автобуса».

Что можно сказать о дизайне «Магистрали»?

Нонна Хисматуллина

дизайнер, арт-директор The Moscow Times

«Здорово, что навигация в городе становится единой системой, единым брендом. Это делает Москву понятнее и логичнее. Что касается графической части карты, видно, какой огромный объем информации и с какой тщательностью обработан и переведен на невербальный язык. На карту приятно смотреть, ее хочется рассматривать - и находить множество приятных мелочей: например, маленькая стрелка возле кружка-остановки, указывает на существенное территориальное несовпадение остановки маршрута в противоположную сторону. Это очень полезная штука, но ее я считала не сразу.

Удачно построена легенда: полупрозрачная плашка по периметру, где условные обозначения привязаны к точке входа маршрута на карту. Это решение не новое и довольно распространенное, в частности, подобное было в лебедевском справочнике «Московский транспорт», правда, чуть менее лаконично исполненное.

Решение с разной толщиной линий и выбором цвета для магистральных и районных маршрутов - красиво. Хотя есть спорные моменты, в которых я не смогла найти логику. Например, почему маршрут № 64 отличается по цвету от остальных социальных маршрутов? Совпадает ли цвет магистральных маршрутов с цветом линии станции метро, от которой он начинается, или это случайное совпадение/несовпадение?

Шрифтовая работа тоже приличная. Но вот подписи к опорным точкам (Арбатские Ворота, кинотеатр «Ударник» и т. п.) можно было бы дать другим начертанием, чтобы не путать со станциями метро, или добавить иконки как дополнительные якоря. Кстати, иконку Кремля я бы упростила - сейчас слишком много деталей, на мой взгляд. Странно еще, что названия улиц не продублированы на английском, но это уже я придираюсь».

Как система в целом изменит наши представления о городе?

Артем Герасименко

эксперт Центра стратегических разработок

«Переезд в Москву в 1992 году стал для меня, семилетнего ребенка, сюрпризом. После пятиэтажной областной Кубинки с тихими закрытыми дворами территория с растущими в полях высотками формировала совершенно иное ощущение себя в пространстве. Неизменно было одно: Москва была все так же далека, как и раньше. Родители иногда брали нас с сестрой в город, дорога всегда занимала больше часа, из которых половина времени - в автобусах. Номера 813-й и 262-й навсегда останутся в памяти как долгожданные теплые - особенно зимой - символы достижения цели: «Ура, я почти дома» или «Наконец-то метро». Но особенно мне запоминались те поездки, когда автобусы по знакомым маршрутам привозили нас куда-то, откуда не надо было ехать на метро, - магазин «Аквариум» в Ясенево или Пражский рынок. Удовлетворялась естественная потребность в комфорте, возникало ощущение доступности - так занудно я могу назвать это сейчас. А тогда я был просто счастлив. А потом появилось метро.

Спустя двадцать пять лет город стал для меня гораздо более понятным и своим. Я стал жить в Басманном районе, ездить на работу в район Арбата. У меня стало гораздо больше дел, я теперь базируюсь в центре, использую свой или арендованный велосипед. Вот только метро так и осталось основным способом добраться из точки А в точку Б. Единственным понятным наземный транспортом был троллейбус Б, курсирующий по Садовому кольцу. Все остальные маршруты либо обрывались в неожиданные моменты, либо не вписывались в образ удобного и понятного способа перемещения. Изучая детали проекта «Магистраль», я вижу, что обе проблемы уже через пару дней перестанут быть актуальны.

Очевидно, что проект, даже если будет вводиться поэтапно, станет органичной частью ежедневной жизни горожан быстро, сделает процесс перемещения более комфортным и эффективным. И если субъективно оценивать различные действия городского правительства, то возвращение маршрутной сети общественного транспорта в центр не менее значимо, чем наведение красоты на тротуарах и площадях».

Мы уже неоднократно писали, что существующий наземный транспорт в центре представляет собой ни что иное как остатки былого величия удобной и продуманной системы, которая существовала до перевода большинства улиц центра на одностороннее движение. С тех пор как 1993 году в центре было введено одностороннее движение вокруг Кремля, маршруты исказились до состояния невозможности их использования. Позднее были введены еще несколько изменений, окончательно добившие общественный транспорт: перекрыты ряд пересечений Садового кольца, закрыты встречные выделенные полосы, отменёны левые повороты, ряд улиц переведен на одностороннее движение, либо вовсе улицы стали пешеходными.

Существующая схема движения наземного транспорта в центре.

Всё это привело к тому, что транспорт стал ходить странными и непонятными трассами.

Что тут же сказалось на снижении пассажиропотоков и увеличении интервалов.

Транспорт, который ходит разными маршрутами, предоставляет сугубо односторонний сервис, а значит человек не может на него рассчитывать, поскольку он является неполноценным и неудобным.

Классический пример: троллейбус маршрута №1 следовал в центре города разными трассами из-за того, что Моховая улица является односторонней. Как результат, добраться с Тверской улицы до Якиманки можно только на метро, но потратив при этом около получаса, да еще и пройдя значительную часть маршрута пешком. Конечно же такая ситуация совершенно неприемлема для города, который старается сделать общественный транспорт удобным, доступным и привлекательным, в том числе и для автомобилистов.

Мы уже неоднократно предлагали необходимые реорганизации дорожного движения в центре, чтобы дать возможность общественному транспорту ездить понятными, прямыми и удобными маршрутами. К счастью, проведённая в этом году реконструкция центральных улиц города, позволила изменить схему организации дорожного движения и коренным образом поменять маршрутную сеть в центре.

Первое и главное событие – организация встречной выделенной полосы на участке Театрального проезда, улиц Охотный Ряд и Моховая.

Второе важное событие – восстановление сквозных пересечений Садового кольца в створе улиц Малая Дмитровка – Долгоруковская и на Кудринской площади.

На Кудринской площади вдобавок к этому восстанавливается левый поворот с внутреннего Садового на Баррикадную улицу. Оба пересечения будут организованы только для общественного транспорта.

Кудринская площадь.

Долгоруковская улица.

Помимо этого, были сделаны еще несколько также важных изменений: ввод выделенной полосы на Воздвиженке, Большом Каменном мосту и Малой Дмитровке. Первоначально на Воздвиженке планировалось организовать и встречную выделенную полосу. Но не успели получить все необходимые согласования, поэтому встречная выделенка на Воздвиженке появится, но уже в следующем году.

Увы, не всё получилось сделать в 2016-м году с точки зрения инфраструктуры. Были отложены до следующего года работы по реконструкции Лубянской и Славянской площадей, а так же улиц Сретенка и Большая Лубянка. Впрочем, по крайней мере первый этап новой сети общественного транспорта будет запущен и тут.

Работа над новой сетью наземного общественного транспорта началась летом. На площадке Департамента транспорта была организована рабочая группа с привлечением транспортных экспертов, специалистов Департамента транспорта, Мосгортранса и городских проектных институтов. Без преувеличения, удалось собрать лучших специалистов по этим вопросам в городе. Руководил работой группы Jarrett Walker – мировой лидер в разработке маршрутных сетей наземного транспорта.

Наконец, после нескольких дней практически круглосуточной работы, были сформированы итоговые предложения, которые с небольшими доработками и дополнениями сформировали новую маршрутную сеть в центре.

Итак, встречайте! Проект «Магистраль». Всё это уже с 8 октября!

Магистральные маршруты - основные и самые длинные.

Они соединят сразу несколько районов Москвы с центром и между собой, например, Ленинский с Ленинградским проспектом, Лужники и Семёновскую, Нагатинскую и Полежаевскую. Эти маршруты отмечены толстой линией на новой схеме. Интервал движения: 5 – 10 минут. Это самые быстрые и частые маршруты сети.

Районные маршруты - более короткие: они соединят районы с центром.

На них легко добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку. Интервал движения: 10 – 15 минут.

Социальные маршруты помогают жителям Москвы доехать до социально значимых мест.

Например, «Мои документы», поликлиники, паспортные столы и т.д. Интервал движения: до 30 минут.

Изменился и сам подход к графику движения.

Транспорт переходит на тактовое расписание.

Например, пассажиры будут знать, что в пиковое время магистральный автобус с Тверской улицы на Ленинский проспект ходит каждые восемь минут. И если человек пришёл на остановку, а перед ним закрылась дверь автобуса, то через восемь минут приедет следующий.

Помимо этого, общественный транспорт вернётся на ряд улиц в центре города, откуда он исчез в предыдущие десятилетия: на Неглинную улицу, Петровку, Большую Никитскую улицу. Плотность сети наземного транспорта увеличится, появятся новые остановки. Всё это так же повысит привлекательность общественного транспорта в центре.

Есть очень распространённое и ошибочное убеждение, что наземный транспорт в центре не нужен, потому что там высокая плотность станций метро. На самом деле, это не так.

Пешеходная доступность станций метрополитена в центре, наоборот, очень низкая.

Вот, например, схема с изохронами, показывающими расстояние от станций метро, которое можно преодолеть за 5 минут. Согласитесь, не очень много.

Схема 5-минутной пешеходной доступности станций метрополитена в центре.

Как видно, в центре присутствуют места, куда от метро придётся идти, потратив 10-15 минут (а то и больше, если ждать на каждом светофоре). Заметьте, что автомобилисты столько времени до своих парковок не ходят, а необходимость проводить много времени на улице (особенно в плохую погоду) считают одним из основных недостатков передвижения по городу без машины.

В ЦАО проживает более 700 тыс. человек, еще больше миллиона приезжают туда на работу. В сумме – это уже население целого города.

У каждого человека (живущего или работающего в центре) постоянно возникает потребность перемещения в пределах района.

Метро? А метро в этом совершенно не помогает! Метро – это магистральный транспорт, чтобы доставить в центр тех, кто живёт где-то на окраинах, а для передвижения внутри центра оно крайне неэффективно.

Во-первых, станции подземки в центре есть не везде. Во-вторых, до метро и от него почти наверняка придётся идти пешком (иногда больше километра). В-третьих, метро в центре очень глубокое. На спуск от тротуара до платформы тратится в среднем 3-4 минуты. В-четвёртых, далеко не всегда место назначения находится на одной линии со станцией, где вы зашли в метро. Это значит, что нужно делать еще и пересадки.

В итоге, маршрут пассажира по центру выглядит в среднем примерно так:
пешком до метро (10 мин), спуск (3-4 мин), 1-2 станции на метро, потом пересадка, потом еще 1-2 станции, потом выход в город (3-4 мин) ну и пешком до искомого места. И вот таким парадоксальным образом поездка из одного места в центре в другое занимает полчаса, а иногда и больше.

При этом, поездка включает в себя множество спусков-подъёмов и пересадок, что очень выматывает и никак не добавляет привлекательности подобному виду передвижения. Поэтому, если две точки находятся относительно недалеко друг от друга, людям проще пройти пешком. Так и ходят по несколько километров в центре, как два столетия назад.

Простейший маршрут с Тверской улицы на Якиманку занимает 25 минут. Из них более километра пешком:

Нужные ли к этому комментарии? По-моему, ситуация очевидна: в центре города должен быть удобный и надежный наземный общественный транспорт. И теперь он будет!

А что же дальше?

Сеть, вводимая в эти выходные, – это лишь первый этап реорганизации. В 2017 году пройдёт второй этап, который будет связан со следующим списком улиц, реконструируемых в рамках программы «Моя улица». Так, например, помимо уже упомянутой выше Воздвиженки, будут организованы встречные выделенные полосы на улицах Сретенка и Большая Лубянка. Это позволит спрямить маршрут автобуса М9 и пустить его в центр напрямую без оттянутого круга по улице Мясницкой и Садовому кольцу.

Будет развиваться и сеть выделенных полос.

Поскольку теперь число маршрутов в центре увеличится, а интервалы уменьшатся, нет ни малейшего сомнения, что возрастёт их востребованность. Совершенно неправильно будет, если новый маршрут застрянет в какой-нибудь пробке. В этом плане в центре будет сделано еще достаточно много инфраструктурных изменений.

Продолжается изменения с общественным транспортом и на Садовом кольце. В рамках продолжающейся программы благоустройства «Моя улица».

Движение общественного транспорта будет выведено из тоннелей и эстакад.

Это позволит организовать удобные пересадочные узлы с маршрутами, пересекающими Садовое кольцо, либо со станциями метрополитена.

Наконец, когда будет налажена стабильная работа запущенных маршрутов, те из них, которые имеют конечные пункты в центре, будут объединяться в диаметральные маршруты. Так, например, Маршрут М9 планируется к объединению с маршрутом М2 и так далее.

Скорее всего, эта сеть заработает полностью уже в 2018 году.

Сеть магистральных маршрутов к 2018г.

И напоследок, пара ответов на самые часто задаваемые вопросы.

Зачем потребовалась перенумерация маршрутов?

Перенумерация маршрутов преследовала несколько целей. Во-первых, выделить частоходящие маршруты в группы с отдельным обозначением. Теперь, увидев литеру «М» в названии маршрута, пассажир может не сомневаться, что это магистральный маршрут, который курсирует с минимальным интервалом. А маршруты, с литерой «С», наоборот, обозначают социальные маршруты, курсирующие редко. Кроме того, маршруты "М" будут иметь общую нумерацию для автобусных и троллейбусных маршрутов. Это позволит начать сейчас обслуживание маршрута автобусами, а со временем перевести какие-то из них на обслуживание электробусами или троллейбусами с автономным ходом. Кстати, маршрут М1 уже зимой будет обслуживаться на 30% троллейбусами с увеличенным запасом автономного хода.

Почему так и не появился общественный транспорт по Рождественскому и Сретенскому бульварам?

При обсуждении этого вопроса было потрачено много часов. Никаких технических или нормативных препятствий для пуска там, например автобуса, нет. Но есть другие факторы. Во-первых, реконструкция Бульварного кольца еще не окончена. В следующем году будет реконструироваться внешняя его часть, что приведёт к сужению проезжей части, в том числе и на Рождественском бульваре, который из-за рельефа является довольно сложным участком маршрута. Во-вторых, на этот участок, возможно, вернется трамвай, который ходил там ранее. Это пока всё на уровне проектов, хотя проведённая реконструкция внутренней стороны Рождественского и Сретенского бульваров это учитывала, и никаких коммуникаций в зону перспективного прохождения трамвайной линии не закладывалось. Правда, со сроками тут пока нет никакой ясности.

В результате пока решили пустить маршрут автобуса А через Цветной бульвар и Садовое кольцо, а в будущем возможно появление какого-нибудь нового маршрута для обслуживания этого участка, с трассой в центре. Например, Краснопресненская – Б.Никитская – Бульварное кольцо – Покровка – Бауманская (как вариант, изменение маршрута Т25). Этот недостаток схемы известен ее создателям. Но нельзя было сделать всё и сразу.

Что ж, а пока ждём субботы и новых маршрутов в центре! Разобраться с ними, кстати, вам поможет отдельный сайт , посвящённый новой маршрутной сети.

Будете пользоваться ими?

Материал для поста подготовлен Александром Чекмаревым.

С 8 октября в столице запустят новые маршруты наземки под общим названием «Магистраль». Эти автобусы, троллейбусы и трамваи поедут по центру Москвы и основным городским улицам. В городском департаменте транспорта объяснили, зачем это нужно и как будем пользоваться новинкой.

Мы поняли, что необходимо делать не только красивое мощение, удобную пешеходную инфраструктуру, но нужно создавать и качественную инфраструктуру для пассажиров городского транспорта, - сказала заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алина Бисембаева . - В новой схеме движения маршруты избавили от «колец» и «петель». Людям понятнее, когда транспорт перемещается по прямой линии из точки А в точку Б и когда маршрут движения в одну сторону совпадает с маршрутом в другую сторону.

Как обещают в дептрансе Москвы, благодаря новшеству общественный транспорт в центре станет ходить в два раза чаще. Средний интервал движения сократится с 16 до 8 минут. Давайте разберемся, что еще ждать пассажирам.

НОМЕРА МЕНЯЮТСЯ

Новые маршруты поделят на три части - магистральные, районные и социальные (см. таблицу).

1. Магистральные.

Они будут главными - самыми длинными и быстрыми. Интервал движения - 5 – 10 минут. Они свяжут сразу несколько районов Москвы с центром и между собой. К примеру, Ленинский с Ленинградским проспектом, Лужники и станцию метро «Семеновская», станции метро «Нагатинская» и «Полежаевская». Номера этих маршрутов пометят буквой «м». Часть из них будет новыми, а другие - просто переименуют. Например, троллейбус № 62 от «Ударника» по Ленинскому проспекту теперь будет обозначаться «м4». Если увидите «м» на лобовом стекле автобуса, значит, этот маршрут не придется долго ждать. Он ходит часто.

2. Районные.

Их сделают короткими и не такими скоростными, как магистральные. Интервал движения - 10 – 15 минут. Они нужны для связки столичных окраин с центром. На них легко добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку. Например, районным теперь станет троллейбус № 79, который ходит от Савеловского вокзала до «Лужников» и обратно.

3. Социальные.

Интервал движения - до 30 минут. На этих автобусах и троллейбусах можно будет добраться до нужных мест - центров госуслуг «Мои документы», поликлиник, паспортных столов, отделений банков, почты. Таким, к примеру, будет маршрут автобуса № 122, который ходит от станции метро «Сокольники» до Лубянской площади и обратно.

ВНИМАНИЕ!

В таблице мы указали все маршруты, которые вошли в транспортную схему «Магистраль». Где-то номера поменялись, где-то нет. Главное - изменились маршруты следования - в скобках указаны конечные точки.

Чтобы москвичи не запутались в дополнительных маршрутах и заменах, первые несколько месяцев автобусы, троллейбусы и трамваи будут ходить под двумя номерами - новым и старым. На остановках поставят специальные флажки с обозначениями маршрутов. А на табличках на лобовом стекле нарисуют и старые, и новые номера маршрутов. Кроме того, в салоне вывесят карты со всеми линиями. Вдобавок на каждой остановке в центре можно посмотреть схему движения со всеми остановками.

Буквой «м» обозначены так называемые магистральные маршруты. Это самые длинные и быстрые линии с интервалом движения 5 - 10 минут. Каждый магистральный маршрут выкрашен в цвет той линии метро, около станций которой он чаще всего останавливается. Например, автобус «м4» отмечен оранжевым цветом Калужско-Рижской линии. На этой ветке он подъезжает к станциям «Октябрьская» и «Ленинский проспект».

Голубым цветом обозначены маршруты с интервалом движения 10 - 15 минут.

Розовым цветом обозначены маршруты с интервалом движения до 30 минут.

Черным цветом обозначены маршруты трамваев.


НА БУЛЬВАРНОМ КОЛЬЦЕ ПОЯВИТСЯ ДВЕ «АННУШКИ»

Новый маршрут «А» поедет по Бульварному кольцу. Но это будет не трамвай, как сейчас, а автобус. Напомним, трамвай «А» уже ходит по восточной части Бульварного кольца - от Калужской до Чистых прудов. Его москвичи называют «Аннушкой». А новый магистральный автобусный маршрут «А» пустят по западной части Бульварного кольца. Он будет ездить от площади трех вокзалов до «Лужников».

ТРОЛЛЕЙБУСЫ СТАНУТ ХОДИТЬ ПО МИНУТАМ

С новыми маршрутами наземка переходит на тактовое расписание. То есть автобусы, троллейбусы и трамваи будут ходить по минутам. Если перед носом уехал автобус, который ездит каждые 8 минут, то значит следующий должен приехать через 8 минут. Хотя скорее всего этот график «поломается» при первой же дорожной пробке. Но и в этом случае выход есть. С помощью электронных табло на остановках и мобильного приложения «Яндекс . Транспорт» можно узнать, где в реальности сейчас находится нужный автобус или троллейбус, стоит ли его ждать на остановке.

НАСКВОЗЬ ЧЕРЕЗ САДОВОЕ КОЛЬЦО

Некоторые старые маршруты выпрямят. В районе Долгоруковской и Баррикадной улиц появится сквозное движение через Садовое кольцо. Раньше автобусам требовалось не меньше 15 – 20 минут на сложный маневр. Например, около Баррикадной улицы автобус № 39 сначала выезжал на Садовое, потом разворачивался там, проезжал обратно по кольцу и уходил дальше по маршруту на Большую Никитскую улицу. Теперь автобус сразу пойдет прямо, через кольцо.

А на некоторых улицах в центре Москвы наземка вновь появится спустя много лет. По словам Алины Бисембаевой, впервые с начала 90-х годов наземный транспорт вернется на участки Большой Никитской и Садовнической улиц. Здесь более 20 лет не ездил общественный транспорт.

НОЧНЫЕ АВТОБУСЫ СОБЕРУТ В ПЕРЕСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Для шести ночных маршрутов тоже устроят перезагрузку. Напомним, они ходят с полуночи до 5.30 утра. Теперь автобусы н1, н2, н3, н4, н5 и н6 соберут в единый пересадочный узел на Славянской площади, около станции метро «Китай -город». Сюда они будут приезжать ночью каждые 30 минут. Загулявшие пассажиры смогут пересесть с одного автобуса на другой и поехать на автобусе к окраинам города - в Новокосино , Люблино , Гольяново и другие районы. Остальные круглосуточные маршруты будут работать по привычному расписанию.

КСТАТИ

Выделенных полос станет больше

С 8 октября в центре города появятся шесть новых выделенных полос. Автобусы и троллейбусы пустят по участку Кремлевского кольца, двум сквозным проездам на Садовом кольце, Таганской улице, Воздвиженке и участку Малой Дмитровки до Страстного бульвара. Выглядит это так:

1. Выделенку на Кремлевском кольце запустят по крайней левой стороне дороги. Общественный транспорт поедет навстречу машинам - от Лубянской площади по Театральному проезду, улицам Охотный Ряд, Моховой и Боровицкой площади. В обратную сторону наземка идет в общем потоке. С Боровицкой площади выделенная полоса проходит через Большой Каменный и Малый Каменный мосты, улицу Серафимовича. Дальше автобусы и троллейбусы пойдут по выделенке на Большой Якиманке , свернут на Ленинский проспект и выйдут на МКАД.

Встречная выделенка на Кремлевском кольце сократит время в пути до 45 минут, а также разгрузит Китайгородский проезд и набережные.

2. Два сквозных проезда на Садовом кольце «выпрямят» шесть действующих маршрутов наземки. Все они теперь будут переезжать кольцо, не петляя по нему. Троллейбусы № 3 и № 47 смогут выезжать напрямую с Долгоруковской улицы на Малую Дмитровку. А троллейбус № 79 и автобусы № 6, 39 и 64 так же прямо поедут с Большой Никитской на Баррикадную.

3. По выделенке на Таганской улице длиной 2,3 километра наземка поедет от Таганской площади в одном направлении с автомобилями - в сторону области. В сторону центра полоса для общественного транспорта уже работает.

4. На Воздвиженке действует одностороннее движение в сторону Нового Арбата . Автобусы и троллейбусы поедут по выделенке в одном направлении с машинами.

5. На Малой Дмитровке полоса для общественного транспорта появится на участке от Настасьинского переулка до Страстного бульвара.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Москвичи могут отправлять свои вопросы, предложения и пожелания по новым маршрутам наземки через «Московского транспорта» или по электронной почте -

Понравилась статья? Поделитесь ей