Контакты

Московский богородице-рождественский монастырь. Рождественский монастырь Монастырь на рождественке

Москва, улица Рождественка, дом 20 Станция метро "Трубная"

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой)

Храмы и часовни монастыря:

1. Рождества Пресвятой Богородицы
2. Казанской Иконы Божией Матери
3. Свт. Иоанна Златоуста
4. Сщмч. Евгения, епископа Херсонского (под колокольней)

Другие постройки монастыря:

5. Усыпальница князей Лобановых-Ростовских (XVII в.).
6. Монастырская постройка
7. Келейный корпус (XIX в.)
8. Настоятельский корпус (XIX в.)
9. Приютский корпус (XIX в.)
10. Гостиничный корпус (XIX в.)
11. Монастырская богадельня (XIX в.)
12. Келейные корпуса (XVIII-XIX вв.)
13. Монастырская постройка
14. Служебное помещение
15. Стены и башни ограды(конец XX в.)
16. Стены и башни ограды (XVIII-XIX в.)
В 17-18 веках назывался "Богородицким на Трубе" (Труба - проем в стене Белого города, через который текла Неглиная, отсюда название Трубной площади).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Москва, улица Рождественка, дом 20, строение 14.
Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Раннемосковский
Год постройки: Между 1501 и 1505.
Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части.
По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры.

План и вид сверху

Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов.

В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа). Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница.

Иконостас Собора 2008 год

Придел Сошествия Святого Духа
Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка.
В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды. В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова.
К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

исповедальня Собора

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана.
В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись. На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора.
В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах. И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться.
История возрождения храма описана в предыдущих главах книги. В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.


Церковь Казанской иконы Божией Матери
Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери
Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 6.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: Ретроспективизм
Год постройки: Между 1904 и 1906.
Архитектор: П.А.Виноградов

Трапезный корпус с пятиглавым бесстолпным храмом в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1904–1906 годах в русско-византийском стиле. Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек.

Своды и стены храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века

Иконостас

В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: «Христос и самарянка», «Христос у Марфы и Марии». До революции в храме был великолепный иконостас резного дуба.


В настоящее время храм – действующий. Трапезные палаты восстановлены.

Церковь Иоанна Златоуста
Храм святителя Иоанна Златоуста с трапезной
Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 15
Год постройки: Между 1676 и 1687.
Приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Храм святителя Иоанна Златоуста, известный с 1626 года, был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века.
Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.

В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.


В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского.
После революции храм подвергся общей участи церквей. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии.
В настоящее время храм реставрируется.


Москва, улица Рождественка, дом 20, сроение 16
Престолы: Евгения Херсонского
Архитектурный стиль: Ампир
Год постройки: Между 1835 и 1836.
Архитектор: Н.И. Козловский
Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонского. Под колокольней имеется сводчатый подвал.

Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную, от которой остались только следы по сторонам солеи. В церкви был прекрасный иконостас в стиле ампир в форме полукруга к сожалению не сохранившийся.Но некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского
Ближе Настоятельский корпус (XIX в.)

Храм был расписан в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю здания церкви – позднему классицизму.
В 1960-е годы здание колокольни было внешне отремонтировано, но к 90-м годам прошлого века вновь пришло в запущенное состояние: оно использовалось как хозяйственное помещение.

Усыпальница князей Лобановых-Ростовских.

Здание усыпальницы возведено в 1670 году близ алтарей, с юго-восточной стороны собора. Это было незамысловатое по своей архитектуре одноэтажное сооружение. В ХIХ веке его надстроили вторым этажом, где разместили монастырскую ризницу.

Игуменский корпус (3-е строение). Двухэтажное каменное здание настоятельских келлий было построено в ХVII веке. Первый этаж игуменского корпуса имеет планировку, типичную для допетровского времени: две палаты располагаются по сторонам сеней, образуя так называемую «тройню». Второй этаж соединен переходом с корпусом, встроенным в монастырскую ограду в ХIХ столетии. Игуменские келлии имели также выход в надвратный храм.

В 30-х годах ХIХ столетия во время ремонта игуменских келлий был возведен еще один настоятельский корпус, расположенный параллельно зданию, встроенному в ограду. Параллельные корпуса объединили, сделав пристройку, так получился дом с внутренним двориком.

Ограда обители.

В конце XVII века территория монастыря представляла в плане квадрат, северная сторона которого проходила вдоль стены Белого города (позднее, с 20-х годов ХIХ века, – вдоль Рождественского бульвара), восточная была обращена на Тупой переулок, южная – на Большой Кисельный переулок, западная – на Рождественку. До 1671 года обитель была окружена деревянной оградой, которая на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была заменена каменной с угловыми башенками и двумя вратами. Главный вход – Святые врата, выходившие на улицу Рождественку, напоминали врата Спасо-Андроникова монастыря, относящиеся к тому же периоду. Другие врата находились в восточной стене179.
В ХVIII веке появилось еще двое врат, «проломных»: одни из них были устроены недалеко от Святых врат, другие – со стороны Белого города.


В 1782 году вокруг монастыря была возведена новая каменная ограда. Вдоль Рождественки стена стала проходить по новой линии, другие стены были сложены на прежнем месте, на том же основании ХVII века. Северо-восточная и юго-восточная башни перестроили в стиле башен монастырских оград ХVIII столетия: стройные, цилиндрической формы, они не имели ни окон, ни бойниц. Также перестроили и башни западной стены. Позднее юго-западная башня была почти полностью разрушена. За последующие два столетия стены и башни постепенно разрушались, ремонтировались и в результате сохранились далеко не полностью. В XIX столетии в ограду встроили, частично используя ее кладку, два новых жилых корпуса: один – к югу от игуменских келлий (объединенный с ними) по линии Рождественки, другой – со стороны бульвара.
За советский период стены монастыря частью порушились, частью покосились. Единственное, что тогда было сделано для их сохранения, – это реставрация башни, выходящей на Рождественский бульвар, в 1960–1965 годах.

Келлии сестер (строения 4, 7, 8, 9). Первые одноэтажные келлии сестер были построены вдоль восточной стены ограды монастыря. Впоследствии, в течение нескольких столетий, параллельно южной и северной стенам ограды также возникли одноэтажные строения сестринских келлий. На протяжении ХVIII–ХIХ веков были возведены каменные двухэтажные жилые корпуса. В тот же период на месте снесенных келлий вдоль южной стены были построены монастырская гостиница в три этажа и здание богадельни (1 и 2 строения).

Сестринские корпуса, со времени их возникновения и до революции, неоднократно ремонтировались, менялась их кровля. Но их внутренняя планировка оставалась неизменной: корпуса были образованы из одинаковых ячеек, каждая из которых имела отдельный вход; в каждой ячейке по сторонам сеней располагались две палаты. Такая планировка зданий сохранилась и до нашего времени.

Рождественский девичий монастырь основан в 1386 году княгиней Марией, женой князя Андрея Ивановича Боровского, матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Первоначально он находился «на рву» в юго-восточном углу Кремля, затем (возможно на рубеже XV-XVI веков) его перенесли на другой ров, проходивший вдоль линии бульварного кольца. Впоследствии монастырь звался еще «Богородицким на Трубе» («Труба» - арка в стене Белого города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади). Первыми строительницами и насельницами монастыря были вдовы погибших на Куликовом поле, что делало обитель своеобразным мемориалом битвы. Княгиня Мария и сама переселилась в монастырь, постриглась во имя Марфы и была похоронена в соборе в 1389 году. Жил в обители и князь Владимир Андреевич. Монастырь хранит память и о других значительных исторических личностях. В 1390-1397 годах в нем жил Кирилл Белозерский. В 1452-м согласно своему завещанию в обители была похоронена великая княгиня Елена Ольгердовна (в иночестве Евпраксия), которая пожертвовала монастырю села с деревнями. В 1520 году здесь насильно постригли в монахини великую княгиню Соломонию, обвиненную в бесплодии. Царственные особы не оставляли обитель без внимания: жаловал ее Василий III, государи выдавали и подтверждали монастырю жалованные грамоты на подмосковные вотчины, в храмовые праздники сюда посылались из дворца съестные припасы. В XVII столетии Рождественский монастырь становится фамильной усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, которые выстроили в нем храм, стены с башнями и воротами, наполнили ценными вкладами монастырскую ризницу. Обитель владела земельными богатствами: в конце XVI века - 2424 четверти пашни, в 1678 году - 150 дворов, в 1744-м - 1009 душ, в 1764-м - более1600 душ. После секуляризации она была зачислена во II класс. Не обходили монастырь стороной и бедствия: пожары 1500 и 1547 го-дов, разорение в Смутное время. В 1812 году из-за дороговизны подвод игумения Есфирь не стала вывозить ризницу, а запрятала ее в трех местах под землю. Сестры покинули обитель, остались только казначея и 10 монахинь, которые стали свидетельницами и бесчинств французских солдат, и ограбления храмов, и расстрела у монастырской стены москвичей, заподозренных в поджогах. В обитель вселился французский генерал, трапезную превратили в конюшню. Один из французов попытался вынуть из ризы образ Николая Чудотворца, но пострадал при этом так, что его вынесли на руках, и иконы более не касались. Выстроенная в 1830-х годах новая колокольня (старую сожгло мол-нией) стала трогательным памятником материнской любви: она возводилась на средства С. И. Штерич в память об умершем от ранней чахотки сыне Евгении. Краеведы рассказывают, что монастырскую стену запечатлел художник В. Г. Перов на картине «Тройка». В начале XX века необщежительный женский монастырь имел четыре храма с восемью престолами. Здесь под руководством игумений подвизались 15 монахинь и 225 послушниц. При обители действовали церковно-приходская школа, приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию. Главными монастырскими святынями являлись Казанская икона Богоматери и образ Николая Чудотворца. В ризнице хранились парчовые ризы, по преданию, присланные в монастырь в 1740 году императрицей Анной Иоанновной. Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. После выселения в 1923-м 788 монахинь в обители обосновался «исправительно-трудовой дом». Один из храмов в 1923-м передали под клуб. В 1925-м от ливня обрушилось прясло монастырских стен, впоследствии часть их была сломана. Монастырский собор действовал как приходский до конца 1920-х годов, но был закрыт. Чтимые иконы передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. С конца 1920-х годов монастырь занимал музей истории химии, который снес главы с собора и получил даже разрешение сломать колокольню, но к счастью, не воспользовался им. В 1930-е годы с колокольни сбросили колокола, на территории монастыря выстроили, исказив его архитектурный ансамбль, школу и другие здания. Мо-настырские корпуса отошли под жилье и конторы, храмы до 1989 года занимал «ВНИИПромгаз». В 1958-1965 годах собор был реставрирован. Еще в 1974 году было принято решение передать монастырь Московскому Архитектурному институту, но выполнили его лишь в 1989-м. А вскоре в монастырском соборе возобновились богослужения. В сентябре 1990-го он был освящен. Интересно, что две послушницы Рождественского монастыря - Варвара и Викторина - дожили в своих бывших кельях до конца 1970-х годов. Финал был трагический: Варвару задушил сосед, а через некоторое время на таможне были задержаны ценности из бывшей монастырской ризницы. Выяснилось, что Варвара более полувека хранила монастырские реликвии, которые передала ей перед смертью последняя игумения... В 1993 году при соборе открыта хоровая школа, реставрационные мас-терские. Тогда же возрожден Рождественский женский монастырь. Архитектурные памятники: собор Рождества Богородицы 1501-1505 гг., с пристройками начала XX в. (архитектор Ф. Шехтель); церковь Иоанна Златоуста 1676-1687 гг.; усыпальница Лобановых-Ростовских 1670-х гг.; кельи XVII-XIX вв.; стены и башни XVII-XIX вв.; настоятельский корпус XVII-XIX вв.; колокольня с храмом Евгения Херсонского 1835-1836 гг. (архитектор Н. Козловский); Трапезная с Казанской церковью 1904-1906 гг. (архитектор Н. Виноградов).
Из книги Русские монастыри, М.: ИЧП «Очарованный странник-агентство Феоктистова», 1995, с.356

По материалам сайтов

Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1386 г. в память победы на Куликовом поле (по некоторым данным, первоначально находился в Кремле, а в 1484 г. был перенесен на нынешнее место в Белый город).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1501-1505 гг. и многократно перестраивался. Во время пожара 1547 г. собор пострадал, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII в. пристроили трапезную.

К концу XVIII в. собор был окружен с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия Ростовского (1820 г.). В 1670-е гг. с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, над которой в XIX в. разместилась монастырская ризница. В 1676-1687 гг. на средства кн. Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста.

В XVI в. над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII в. и замененная шатровой колокольней, которую в 1855 г. поразила молния. Колокольня над святыми вратами построена в 1835-1836 гг., в нижнем ярусе на средства С.И. Штерич устроена церковь сщмч. Евгения Херсонского.

Первая каменная ограда с четырьмя угловыми башнями была возведена в 1671 г., новая ограда построена в 1882 г. частично на основании прежней.

В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям — 625, по другим — около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне — строение 8 дома № 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб. В начале XX века на месте снесенных зданий началось строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Первоначальный проект Казанского храма был предложен Ф.О. Шехтелем, но был сочтен слишком дорогостоящим. Настоятельница обители игумения Ювеналия (Ловенецкая) остановила свой выбор на проекте архитектора П.А. Виноградова.

6 июля 1904 года священномученик Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский, совершил освящение закладного камня трапезного храма. Строительство велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса.

8 сентября 1905 года митрополит Владимир освятил кресты на куполах Казанского храма и малым чином — сам храм, в котором в этот день престольного праздника была совершена первая Божественная литургия. Через год, 30 августа 1906 года, священномученик Владимир совершил великое освящение храма.

В 1922 году Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен. Окончательная ликвидация монастыря последовала в 1923 году: по сообщению газеты «Известия» от 16 мая 1923 года, с территории обители было выселено 788 монахинь, многие из них были арестованы. Игумения Ювеналия и несколько сестер были сосланы на Соловки, в лагерь особого назначения.

Настоятельский и сестринские корпуса разоренной обители были отданы под коммунальные квартиры. Некоторым сестрам позволили остаться в своих келлиях на правах жильцов или поселиться где-либо на территории монастыря. Большинство рождественских инокинь претерпели гонения за веру, были замучены и убиты.

В 1923 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был отдан Моссоветом под клуб милиции. Спустя некоторое время на территории обители разместили исправительный трудовой дом.

В 30-е годы было почти полностью уничтожено древнее монастырское кладбище, на котором были погребены основательница обители кн. Мария (в схиме Марфа, †1389 г.), супруга Владимира Андреевича Храброго кн. Елена (†1452 г.), представители рода Лобановых-Ростовских. На месте кладбища и монастырского сада насыпали холм, так что основания храмов и колокольни оказались погребенными под несколькими слоями грунта и песка. На этой насыпи было поставлено здание школы.

При строительстве и проведении других работ на территории монастыря была нарушена древняя система «глиняных замков», предохранявших здания от воздействия подземных вод. В результате нарушения этой системы в зданиях установилась повышенная влажность, стены покрылись грибком.

Под влиянием общественного мнения в 60-х годах решением Мосгорисполкома были выделены средства на частичную реставрацию собора и приведение в относительный порядок монастырских зданий. После реставрации в соборе вместо жилых квартир разместили архив одного из научно-исследовательских институтов.

В семидесятых годах прошлого века большая часть построек была передана в аренду Московскому архитектурному институту. В остальных домах на монастырской территории размещались жилые квартиры и государственные учреждения. В конце 80-х — начале 90-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы.

В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви.

19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в древней московской обители. Первыми насельницами стали сестры Пюхтицкого монастыря.

На московских кручах

Московский Богородице-Рождественский женский монастырь до сих пор задает ученым немало загадок. Традиционно считается, что его основала в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Как известно, он приходился двоюродным братом Дмитрию Донскому и внуком Ивану Калите. Есть версия, что княгиня Мария основала монастырь в благодарность за то, что сын вернулся из битвы живым. Неясно, однако же, место его основания. Считается, что первоначально монастырь был основан в Кремле и в древности назывался «что на Рве». Согласно этой версии, Рождественский монастырь простоял в Кремле до 1484 года. Когда при Иване III началась грандиозная перестройка Кремля, он был перенесен на нынешнее место близ Трубной площади.

Вторая и более достоверная версия гласит, что Рождественский монастырь изначально был основан на своем нынешнем месте – на левом, крутом, берегу Неглинной. Эти земли были во владении серпуховского князя Владимира Андреевича: здесь находился его загородный двор с деревянным дворцом, где жила княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Рождественский монастырь. Сохранилось еще одно старинное свидетельство тому, что Рождественский монастырь изначально стоял на этом месте. По преданию, в его соборе были похоронены невестки Дмитрия Донского – Мария и Елена. Значит, монастырь здесь уже точно существовал до 1484 года.

Есть сведения, что Рождественский монастырь строился по государеву указу, следовательно, разрешение мог дать сам Дмитрий Донской. Его основательница княгиня Мария сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы. Здесь же приняла монашество и жена серпуховского князя Владимира княгиня Елена Ольгердовна, которая тоже обустраивала этот монастырь. Первыми его насельницами стали вдовы воинов Куликовской битвы, а в монастырских стенах был дан приют всем тем, кто потерял своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов и братьев – на Куликовом поле. По легенде, в память той великой победы монастырские «кресты были поставлены над луной», то есть на крестах собора были изображены полумесяцы. Это была вторая в Москве женская обитель из трех, наряду с Алексеевским монастырем и Вознесенским в Кремле, где был введен строгий общежительный устав и независимость от игуменов мужских монастырей. Знаменитый краевед В.В. Сорокин утверждал, что в 1390-х годах здесь недолго жил преподобный Кирилл Белозерский, бывший архимандрит Симонова монастыря. Также установлено, что первый собор в честь Рождества Богородицы был каменным, а сам монастырь обнесли деревянными стенами. Княгиня Мария скончалась в декабре 1389 года и была упокоена в обители. Ее невестка Елена Ольгердовна тоже завещала похоронить себя здесь, а также подарила Рождественскому монастырю свое подмосковное село Косино с его знаменитым Святым озером, которое легенды связывали с началом Москвы.

Монастырь был основан на древней дороге, идущей от Кремля на Кучково поле, и отрезок дороги до монастыря стал улицей Рождественка. Она славилась своим колокольным звоном, ее называли «церковной улицей» и по количеству храмов, и по слободе звонарей и сторожей кремлевских соборов, которые построили себе приходскую церковь Николы в Звонарях.

Рождественский монастырь принял на себя роль сторожа, защищая Москву с северных рубежей. Еще он назывался «что за пушечными избами»: имелся в виду Пушечный двор, созданный Аристотелем Фиораванти в конце XV века. Когда же через 100 лет появилась стена Белого города, в ней было сделано отверстие – арка или «труба», через которую открыто текла Неглинка, еще не заключенная под землю. Отсюда произошло название Трубной площади и новое прозвище Рождественского монастыря – «что на Трубе». С тех пор Рождественка вела только к Рождественскому монастырю. Она стала исключительно «богомольной» улицей и самой короткой радиальной улицей Москвы.

Средневековая деревянная Москва часто горела. Один такой большой пожар занялся в августовский день 1500 года на посаде. Город был охвачен пламенем от Москвы-реки до Неглинки, сгорел и Рождественский монастырь. Великий князь Иван III повелел восстановить обитель и выстроить новый каменный собор. Этот одноглавый четырехстолпный собор считают архитектурной репликой старейшего в Москве монастырского Спасского собора в Андрониковой обители. В 1505 году Иван III присутствовал на освящении отстроенного собора. Это событие стало одним из последних в его жизни: в тот же год государь скончался.

Его сын и преемник великий князь Василий III учинил в стенах Рождественской обители событие, попавшее не только в летопись монастыря, но и определившее дальнейший ход русской истории. В ноябре 1525 года в Рождественском соборе была пострижена в монахини первая супруга Василия III великая княгиня Соломония Сабурова. Прожив с ней более 20 лет, великий князь так и не имел наследника. Престол мог перейти к его братьям, удельным князьям, которые грозили устроить междоусобные войны за московский великий стол, чего Василий III не хотел допустить.

По преданию, однажды на охоте государь увидел на дереве большое гнездо с птенцами и расплакался. Потом сел с боярами думу думать. Бояре отвечали ему, что «неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда». Пойти на такой шаг сразу государь не решился и попросил совета у инока Симоновой обители Вассиана Патрикеева, но тот объявил второй брак прелюбодеянием. Против был и преподобный Максим Грек. Тогда правитель обратился за благословением на развод к восточным патриархам и тоже получил отказ, а Иерусалимский патриарх Марк будто бы предсказал великому князю: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Великого князя поддержал только Московский митрополит Даниил, и эту поддержку Василий III счел достаточной.

Соломонии сначала предложили добровольно принять постриг, но она наотрез отказалась. Тогда ее оговорили в волхвовании – будто она при помощи ворожеи хотела приворотить к себе мужа – и насильно постригли в Рождественском монастыре с именем София. Изредка встречается мнение, будто этот постриг состоялся в Старо-Никольском монастыре в Китай-городе, вероятно потому, что постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Поскольку Соломония изо всех сил сопротивлялась, присутствовавший боярин ударил ее, вскричав: «Смеешь ли ты противиться воле государя?». И тогда Соломония облеклась в иноческую ризу, будто бы молвив: «Бог отомстит моему гонителю!». Однако существует и другое свидетельство, что Соломония приняла постриг добровольно, с радостью. Впрочем, это сказание приписывают самому митрополиту Даниилу. По одной версии историков, София должна была остаться инокиней Рождественского монастыря. Она пробыла там какое-то время, где ее навещали сочувствовавшие друзья и родственники. Оттого великий князь побоялся оставить ее в Москве и сослал в суздальский Покровский монастырь. Другие исследователи утверждают, что в Рождественском монастыре ее только постригли, а местом иночества изначально был определен Покровский монастырь, где она прожила 17 лет и была там же погребена в 1542 году.

Много слухов, сплетен и исторических версий породило это событие. Например, многие историки разделяют легенду, что Соломония приняла постриг беременной и в иночестве родила сына Георгия. Известно предание, что он стал знаменитым атаманом Кудеяром, воспетым в некрасовских строфах. По одним сказаниям, он привел на Москву крымского хана, по другим – не раз спасал жизнь Ивана Грозного и сам принял потом монашество. А старица София была со временем прославлена как местночтимая святая: в 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать ее как святую. Преподобную Софию Суздальскую (память ее 16/29 декабря) ныне чтят и в московском Рождественском монастыре.

А Иван Грозный, законный наследник Василия III, родившийся от его брака с Еленой Глинской в сопровождении мрачных знамений – ослепительной молнии и невиданной прежде сильной грозы – тоже запечатлел свое правление в истории Рождественского монастыря. Через полгода после его венчания на царство, летом 1547 года, в Москве вспыхнул страшный пожар – один из самых страшных в ее истории. В огне сгорел и Рождественский монастырь вместе со всей улицей. Он был восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны, которая, отправляясь на богомолье к преподобному Сергию, близ Рождественского монастыря почувствовала, как младенец впервые шевельнулся в ее чреве. По преданию, она же (или сам Иван Грозный) в память этого радостного события основала при отстроенном Рождественском соборе придел во имя святителя Николая Чудотворца. В.В. Сорокин указывает точную дату основания придела – 1550 год. Вероятно, это была их первая дочь, Анна, но дореволюционные историки утверждали, что это произошло позднее, когда царица Анастасия была беременна сыном Федором, будущим царем Федором Ивановичем, то есть в конце 1556 года или в первой половине 1557 года.

Принес перемены Рождественскому монастырю и бунташный XVII век. На Рождественке стала селиться знать, кстати, тут имел обширный двор боярин Михаил Васильевич Собакин – далекий родственник Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Здесь же было владение князя А.И. Лобанова-Ростовского, чей род происходил от самого Рюрика. К тому времени монастырь имел каменный соборный храм, деревянную трапезную церковь во имя Иоанна Златоуста, известную с 1626 года, и деревянную ограду. И в 1676–1687 годах боярыня Фотиния Ивановна Лобанова-Ростовская на свои средства и на иждивение своего деверя по благословению патриарха Иоакима выстроила каменную церковь Иоанна Златоуста, а братья Лобановы-Ростовские подарили обители серебряную лампаду на помин души родителей. Тогда же была выстроена каменная ограда монастыря со Святыми воротами, выходящими на Рождественку, и шатровая колокольня – тоже на средства Лобановых-Ростовских, которые удостоились родовой усыпальницы в Рождественском монастыре. Боярыня Фотиния потом сама приняла в нем постриг.

XVIII век оказался сложным для монастыря, хотя власть оказывала ему знаки внимания. В 1740 году незадолго до смерти императрица Анна Иоанновна прислала ему в подарок парчовые ризы в честь рождения Иоанна Антоновича, которому она отказала престол с регентством его матери и своей племянницы Анна Леопольдовны. Однако при секуляризации в 1764 году монастырь потерял все свои земли, щедро пожалованные ему государями и богатыми вкладчиками, зато стал получать казенное содержание. В 1782 году были возведены его новые каменные стены, которые частично дожили до наших дней. Стена со стороны бульвара была изображена на картине Перова «Тройка». Сюжет ее имеет историческую основу. C 1804 года на Трубной площади был устроен фонтан-водохранилище, откуда москвичи черпали воду и уносили в свои дома и торговые заведения. Лица побогаче могли обратиться к услугам водовозов, а остальным приходилось тащить воду на себе. Тяжесть ноши усугублял крутой подъем Рождественского бульвара – бывшего берега Неглинки. Современники были так потрясены картиной Перова, что разыскивали в Москве «тот самый» монастырь, изображенный на картине, который приобрел, таким образом, крайне необычных паломников.

О событиях Отечественной войны 1812 года в стенах Рождественского монастыря остались противоречивые сведения. Достоверно известно, что игумения Есфирь зарыла все, что хранилось в монастырской ризнице, в землю, в три ямы, тщательно их заделав. Разбив ворота, неприятель ворвался в обитель, но так и не нашел монастырских сокровищ и стал грабить храмы. В это время икону Богоматери несколько раз обносили вокруг обители для сохранения от пожара, и ее серебряного оклада французы не тронули, хотя брали все, что попадалось по руку. Найдя образ святителя Николая Чудотворца в таком же серебряном окладе, враги попытались снять серебро и не смогли. С тех пор на образе остались следы неприятельского оружия, но чудо было явлено: один солдат, пытавшийся снять оклад, вдруг так занемог, что его унесли на руках, и образ больше не трогали. Остались свидетельства, что он внушил неприятелю такой страх, что французы даже оставили обитель.

Известно также, что в монастыре поселился наполеоновский генерал, что трапезную Рождественского собора обратили в конюшню, и тогда священник возобновил службу в церкви Иоанна Златоуста, так что богослужения здесь не прекращались. Монастырские постройки также уцелели, огонь не коснулся и стен обители, в которых укрывались от бушевавшего в городе пламени многие москвичи. По воспоминаниям послушницы монастыря Александры Назаровой, очень утешали ростопчинские «афишки» – листовки с военными сводками, которые распространялись под видом театральных афишек, чтобы информировать население и не допустить панических слухов. И в Рождественской обители жили ожиданием скорого изгнания врага из Москвы. По преданию, в октябре 1812 года впервые со времени занятия Москвы Наполеоном раздался благовест с колокольни Рождественского монастыря, хотя другое предание связывает это событие со Страстным монастырем.

Восстановление монастыря началось сразу после победы. Уже в 1814 году в Рождественском соборе появился северный придел в честь Сошествия Святого Духа, чуть позднее – южный придел во имя святителя Димитрия Ростовского. А в 1835 году во время грозы молния разбила старую шатровую колокольню. Тогда богатая москвичка Серафима Штерич, потерявшая молодого сына, пожертвовала крупный вклад на сооружение новой колокольни с храмом во имя священномученика Евгения Херсонского – по именинам сына и на вечное его поминовение. Эту прекрасную колокольню, ставшую церковной доминантой всей Рождественки, выстроил известный московский архитектор Н.И. Козловский (он же построил и храм Всех скорбящих Радость на Калитниковском кладбище). Никольский придел к тому времени перенесли в храм Иоанна Златоуста, где в 1869 году был освящен второй придел во имя праведного Филарета Милостивого – в память почившего святителя – Московского митрополита Филарета (Дроздова).

В начале ХХ века обустраивать Рождественский монастырь пригласили известного архитектора Ф.О. Шехтеля. Он построил паперть собора в русском стиле и некоторые сооружения в западной части монастыря, стилизованные под XVII век. Главным же заказом стало возведение новой большой трапезной монастыря с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. Считается, что новая трапезная понадобилась монастырю, потому что прежний трапезный Златоустовский храм стал соборным. Однако проект Шехтеля оказался очень дорогим, и тогда обратились к архитектору Н.П. Виноградову, который составил более скромный план. И в 1906 году в Рождественском монастыре появилась великолепная пятиглавая Казанская церковь в популярном в то время русско-византийском стиле. Здесь же расположился приют для малолетних девочек, где их обучали грамоте и рукоделию. В храмах обители совершал служение священномученик протоиерей Павел Преображенский, расстрелянный в 1937 году.

И прежде чем перейти к трагическим страницам истории Рождественского монастыря, упомянем об одной замечательной гражданской постройке на Рождественке, ибо судьбы ее и монастыря со временем соприкоснулись. В середине XVIII века граф И.И. Воронцов приобрел здесь участок для своей усадьбы. Именно он и выстроил новую церковь Николы в Звонарях как свою домовую. В начале XIX столетия часть усадьбы заняла Медико-хирургическая академия, а потом – клиника Московского университета, где в 1847 году доктор Ф.И. Иноземцев произвел первую в России операцию под наркозом. После того как университетский клинический городок обосновался на Девичьем поле, здание было перестроено для Строгановского художественного училища. А в советское время в 1930 году это здание на Рождественке, 11 занял Московский архитектурный институт (МАРХИ).

«Взошла и расточилась мгла»

Вскоре после революции Рождественский монастырь был упразднен. В 1922 году его успели основательно пограбить: изъяли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. В том же году монастырь закрыли, его колокола сбросили наземь, наиболее чтимые иконы перенесли в соседнюю церковь Николы в Звонарях, но в итоге они оказались в церкви Знамения в Переяславской слободе близ станции метро «Рижская». Из обители выселили инокинь, хотя некоторые остались доживать свой век в бывших кельях как в коммуналках, потому что идти им было некуда, а получить казенную жилплощадь монахини не могли как «нетрудовой элемент». Тем более что на территории монастыря и были устроены обычные коммунальные квартиры, которые расположились даже в Рождественском соборе. В стенах бывшей обители разместилось и отделение милиции, которое в 1923 году попросило передать под клуб одну из монастырских церквей, что было исполнено. Потом здесь и вовсе разместился исправительный трудовой дом, откуда заключенных увозили на работы.

Никто не занимался ремонтом, ветшали церковные здания, менялась их планировка под новые нужды. Особенно сильно пострадала Казанская церковь. Полностью было уничтожено кладбище с могилой основательницы, обваливались стены. Медленная реставрация началась только в 1960 году, когда под сильным влиянием общественности постановлением Совмина РСФСР монастырские здания были взяты под государственную охрану. Коммуналки расселили; собор, колокольня, Златоустовская церковь и частично стены были отреставрированы и вновь переданы учреждениям. Монастырь по-прежнему эксплуатировался разными владельцами, пока не оказался у МАРХИ. В 1974 году решением Моссовета ансамбль Рождественского монастыря передавался МАРХИ для создания заповедника древнерусского зодчества и искусства.

Тем временем в Рождественском монастыре все еще проживали две престарелые инокини – Варвара и Викторина. В 1978 году монахиню Варвару убил ее сосед по коммуналке, украл у нее несколько икон и по поимке был осужден на 10 лет. После этого престарелую, почти ослепшую Викторину взяли к себе жить добрые люди. Через год на таможне попался спекулянт, пытавшийся провезти за границу церковные ценности, и среди них оказалось множество предметов из ризницы Рождественского монастыря. Выяснилось, что инокиня Варвара была казначейшей и ближайшей подругой последней настоятельницы обители, которая перед смертью тайно передала ей наиболее чтимые иконы, спрятанные от реквизиции. Каким-то образом о том узнала шайка, промышлявшая кражами церковного антиквариата. Сосед монахини действовал для отвода глаз, пока главари втихую забрали самое ценное. Такую душераздирающую историю приводит П.П. Паламарчук. Обе старицы немного не дожили до возрождения Рождественского монастыря.

И Рождественский собор, и обитель были возвращены Церкви в 1993 году. Сохранились все три храма с колокольней, два прекрасно отреставрированы – Рождественский собор, в котором жив дух великой московской старины, и роскошная, по-московски пряничная Казанская церковь. А храм Иоанна Златоуста ждет своего возрождения, потому что сегодня он являет собой печальную картину разорения. Сам монастырь живет полноценной церковной жизнью. На престольный праздник в нем совершаются патриаршие богослужения. Не забывают в обители великую русскую победу, одержанную на Куликовом поле, и всех ее героев. А в благословение Святейший Патриарх Алексий II передал монастырю икону «Собор Оптинских старцев», которая выносится в храм на поклонение в дни их памяти. Отрадно для обители и то, что 23 февраля 2007 года в день своего 78-летия Святейший Патриарх совершил великопостную литургию в Рождественском соборе.

Рождественский монастырь построен в честь доблестной победы русского воинства на Куликовом поле. Храмы Рождественского монастыря, увенчанные луковицами куполов, издалека радуют взгляд, величественно возвышаясь над улицами и зеленью скверов.

Монастырь был посвящен Рождеству Богородицы, его учредительницей являлась княгиня Мария. Она была матерью одного из славных героических участников Куликовского сражения – князя Владимира, получившего прозвище Храбрый. Первыми монахинями и послушницами, поселившимися в монастыре, стали матери, вдовицы и сироты воинов, которые положили свои жизни на ратном поле.

Местом для строительства обители выбрали холм на берегу реки Неглинной, у самого края Кучкова поля, где пролегала древняя дорога, ведущая к кремлевским стенам. Поначалу строения обители были деревянными. И только сооруженный в начале 1500-х годов Рождественский монастырь стал каменным.

В средневековой Москве часто вспыхивали пожары. Огненная стихия не щадила и обитель. В 1547 году, когда в Москве разразился невиданный дотоле по своим масштабам пожар, сгорели постройки монастыря и пострадал главный собор. Обитель была отстроена первой женой Ивана Грозного Анастасией.

В начале XVII века у стен монастыря шли сражения с польскими войсками, и многие погибшие в этих боях воины нашли упокоение на монастырском погосте. В период войны 1812 года были разграблены неприятелем монастырские храмы.

В период 70 – 80 годов XVII столетия на выделенные княгиней Лобановой-Ростовской пожертвования возвели собор в честь святого Иоанна Златоуста. Обнесли территорию обители также каменной оградой с четырьмя башнями, которая позже перестраивалась, над вратами появилась новая надвратная церковь. В начале прошлого века в обители был заложен храм во имя Казанской иконы Божьей матери и трапезная. При монастыре функционировал приют для девочек-сирот, и была открыта церковно-приходская школа.

Реалии советской эпохи

В 20-е годы Рождественский монастырь постигла та же участь, что и все обители Москвы, его закрыли. С икон сорвали серебряные оклады и ризы, а сами образа переместили в другие храмы. В помещениях расположились различные учреждения и конторы. Монашеские кельи превратились в коммунальные квартиры, монастырский погост уничтожен, снесена часть стен каменной ограды. Рождественский собор был совершенно изуродован различными перестройками, которые проводились, чтобы приспособить помещения под нужное назначение размещенных в нем служб. Только в 70-е годы прошлого столетия московские власти решили организовать в Рождественском монастыре музей-заповедник.

А уже в 90 –е поначалу только храм Рождества, а затем и все сооружения монастыря были возвращены церкви. До наших дней сохранились все три храма и колокольня.

Монастырь был основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя битвы на Куликовом поле Владимира Андреевича Храброго, на тогдашней городской окраине, на берегу Неглинки, рядом с Кучковым полем, где по преданиям, находился дом княгини. Супруга князя Владимира Андреевича помогала в устройстве обители.

Первой постройкой обители был возведенный в 1389 году каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. В те времена возведение каменного храма было большой редкостью, так как требовало больших затрат и мастерства зодчих.


Купола храма святого Иоанна Златоуста

В правление князя Иоанна III (1462—1506 гг.), после окончательного избавления Руси от ордынского ига, в Москве, в благодарность за избавление, велись грандиозные стройки — возводились новые и обновлялись старые храмы. Именно в то время в Москве работали знаменитые зодчие Аристотель Фиорованти и Алевиз Новый.


Купол собора Рождества Пресвятой Богородицы.

В это время, в большом пожаре в 1500 году, деревянный монастырь почти полностью выгорел. Иоанн III не остался равнодушным к бедствию монастыря — памятника победы в Куликовской битве, и в 1501 году, по его велению, на месте пострадавшего от пожара старого собора был заложен новый собор, построенный в традициях раннемосковского зодчества и сохранившийся по сей день. Великий князь восстановил не только собор, но также другие здания и ограду монастыря. Строительство нового собора было закончено в 1505 году, незадолго до смерти Иоанна III.


В 1547 году собор вновь пострадал от пожара, а прочие монастырские постройки сгорели. Но вскоре собор был снова восстановлен — на этот раз по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. По приказу самого царя, в южной алтарной апсиде был создан придел Николая Чудотворца. В последующие 150 лет собор неоднократно ремонтировался, вокруг него были сделаны различные пристройки и приделы. В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских, ведущих свой род от князя Новгородского — Рюрика. В 1921 году монастырь был закрыт. Рождественский собор был сильно изуродован перестройками, позже стал разрушаться. В начале 1960-х годов собор был частично отреставрирован, ему был возвращен первоначальный вид.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1676-87 годах, на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской, на месте старой деревянной церкви, был возведен каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной. Позже к нему были построены три придела — святого Николая (1792), праведного Филарета (1812) и святого Димитрия Ростовского (1903). В 1903-04 годах храм был реконструирован, после чего стал более просторным и вместительным. Храм был закрыт в 1923 году, и к середине прошлого века пребывал в аварийном состоянии. В 60-х годах был произведен ремонт храма, но только снаружи, внутри постройка продолжала разрушаться.


Храм святого Иоанна Златоуста с трапезной .

Трехъярусная колокольня в классическом стиле была построена в 1835-36 годах на месте центрального входа в монастырь, в ее нижнем ярусе был создан главный вход — Святые врата. Над входом находится надвратный храм священномученика Евгения Херсонского. В 60-годы, вместе с остальными храмами монастыря, колокольня была внешне отремонтирована, но к концу девяностых снова пришла в запустение, в это время она использовалась как хозяйственное помещение.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского, вид с улицы Рождественка.

Храм Казанской иконы Божией Матери с трапезным корпусом был построен в 1904-06 годах в русско-византийском стиле. Благодаря своим размером (36*15 метров), здание храма вмещало в себя более трехсот человек. Стены и своды храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века.


Храм Казанской иконы Божией Матери.

В 1671 году была выстроена каменная ограда с четырьмя угловыми башнями на средства княгини Лобановой-Ростовской. В 1882 году обитель получила новую ограду, частично возведенную на основании прежней.


Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен в 1922 году. В 1923 году последовала его окончательная ликвидация — с территории обители было выселено 788 монахинь, многие были арестованы, некоторые из них были сосланы на Соловки.


Храм Казанской иконы Божией Матери, вид со стороны Рождественского бульвара.

Настоятельский и сестринские корпуса были отданы под коммунальные квартиры. Собор Рождества Пресвятой Богородицы отдали под клуб милиции, спустя некоторое время на территории разместили исправительный трудовой дом. В 30-е годы было полностью уничтожено древнее монастырское кладбище, на котором были погребены основательница обители княгиня Мария, супруга Владимира Храброго княгиня Елена, представители рода Лобановых-Ростовских. На месте кладбища, частично засыпав храмы, насыпали холм, на котором было построено здание школы.


Купол храма Казанской иконы Божией Матери.

В 60-х годах, под влиянием общественного мнения, решением Мосгорисполкома были выделены средства на частичную реставрацию храмов, после чего, вместо жилых квартир, там разместили архив одного из институтов.

В 1989 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Церкви, а летом 1993 года, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в обители.

Монастырь находится по адресу: улица Рождественка, дом 20, до него можно дойти от метро Трубная или Кузнецкий мост. На сегодняшний день на территории монастыря и внутри храмов ведутся реставрационные работы, ходить по территории разрешают только по небольшой площади около входа в монастырь.

Понравилась статья? Поделитесь ей