Контакты

Orvieto италия. Экскурсия из Рима в Орвието и Баньореджо – сказочные города Умбрии. Национальный Археологический музей

Как считается, самого зеленого региона Италии. Основан этрусками примерно в VIII — III веке до нашей эры. На карте его можно обнаружить в середине итальянского «сапога», примерно в 100 км к северу от Рима.

Самая высокая точка Орвието — его центр, находится над уровнем моря на высоте 325 м. А все потому, что расположен город на огромной скале из туфа — пористой, легкой породы вулканического происхождения.

Сейчас насчитывается 20800 жителей — «orvietani» (ит.), так их называют. Покровителем города считается Святой Иосиф. Орвието - один из 168 членов движения итальянских городов «Медленный город», основанное в 1999 г. Участники «Cittaslow» ратуют за неспешный ритм жизни, противостояние однообразию и наслаждение каждым днём жизни.

Говорят, что все дороги ведут в Рим… Из этого «Вечного города» так же много дорог. Как из Рима добраться до Орвието? Очень просто. Город находится на маршруте, пожалуй, одном из самых оживленных и туристических, почти на половине пути из Рима во Флоренцию.

Орвието находится на полпути из Рима во Флоренцию

Поэтому есть прекрасная возможность добраться самым экономичным и комфортным способом — электричкой. От вокзала Термини (центральная железнодорожная станция Рима) до станции Орвието путь займет всего чуть более часа, билет стоит 7,50 евро.
Прибывает пригородный поезд сразу к месту, где можно купить билет на фуникулер (Funicolare Bracci), либо на городской автобус. Ведь в старую часть города можно попасть только этим транспортом.

Что и говорить, интереснее подняться на фуникулере, который поднимает туристов под довольно крутым углом в 45 градусов.

Очень удобно то, что купив билет всего за 1,3 евро, поднявшись на фуникулере до самого центра — площади Кахен, Ваш билет действует еще 100 минут на все виды общественного транспорта в городе.

Достопримечательности

Италия — страна достопримечательностей. Архитектура, живопись, скульптура, в конце концов средиземноморская кухня и вино… Так и Орвието, как самый итальянский город, бережно сохранил в себе дух средневековья, массу замечательных исторически значимых мест.

Кафедральный собор

Архитектурным мастадонтом Орвието является, несомненно, Кафедральный собор (Duomo di Orvieto). Находится он на Соборной площади (Piazza del Duomo). Закладка первого камня датирована в 1290 году, строительство длилось около 300 лет. Поражают масштабы этого колоссального здания.

Duomo di Orvieto начали строить в 1290 году

Фасад, выполненный в готическом стиле, расписан множеством сцен из Библии, этакая огромная иллюстрированная стена. Каменная резьба, цветные и золотые мозаики, витиеватые, тончайшие узоры — все это завораживает и не оставляет равнодушным абсолютно никого.

Боковые стены сделаны таким образом, что горизонтальное сочетание двух цветов: темного базальта и светлого итальянского травертина, делают их полосатыми. Местные жители любят шутить по поводу собора, «одетого в тельняшку».

Отдельно необходимо отметить три огромных двери с детальным рисунком из бронзы, словно расписанных мягкой кистью.
Внутреннее убранство собора под стать внешнему виду, повторяющаяся «тельняшка», огромный орган 15 века, состоящий из 5585 труб.
Восхитительные готические фрески декорируют интерьер собора.
Деревянные хоры, построенные краснодеревщиками еще в 1329, сохранили свое лицо, хотя и были несколько раз реконструированы. Роскошная купель из мрамора на сидящих львах. «Пиета», выполненная Ипполито Скальца в 1579 г., все эти шедевры великолепных мастеров делают собор обязательным к посещению.
Билет стоит 5 евро, для детей до 6 лет — бесплатный вход.

Совет: если Дуомо к приезду туристов еще не открыт, есть возможность посетить колоритный рынок, расположенный рядом с собором.

Рядом с собором находится рынок, на котором можно купить местные деликатесы

Здесь Вы найдете сыры, хлеб всех мыслимых сортов, колбасы местных производителей, маслины. Это великолепный шанс попробовать типичные местные продукты.

Папский дворец

Папский дворец (Palazzo Papale) расположен рядом с Кафедральным собором, на главной площади Duomo. Это естественно, потому как долгое время папы выбирали местом для своей резиденции только два места, кроме Рима — Орвието и Витербо.
Сегодня эти роскошные помещения отданы различным музеям, крупнейший из них — Национальный археологический.

Бывший Папский дворец на главной площади

Колодец Святого Патрика

«лат. QUOD NATURA MUNIMENTO INVIDERAT INDUSTRIA ADIECIT» (Что не дала природа, может быть создано руками человека). Наверняка, многие слышали это высказывание. Именно эти слова выбиты на колодце Святого Патрика. Очень необычное сооружение, глубиной 53 метра, из 70 окон проникает естественный свет, освещая подъем/спуск в 248 ступеней.

Колодец был построен по поручению Папы Климента VII, который опасался нехватки воды для города, во время своего бегства из Рима в 1527 году.

Объект спланирован таким образом, что ступени, ведущие вверх, не пересекаются со ступенями, ведущими вниз.
Все подробности о колодце Святого Патрика вы узнаете из видео:

Подземный город

Именно то, что Орвието расположен на туфовой скале, сделало возможным строительство подземелья — подземного города (Orvieto Sotterranea). На протяжении сотен лет целая система ходов, комнат и туннелей были скрыты от посторонних глаз.
Здесь можно было и хранить вино, и собирать воду, которая стекала с поверхности, и даже делать масло и керамику.
Жизнь под и над землей была тесно переплетена.

В наши дни можно осмотреть все эти тайные комнаты, лабиринты и лестницы, с организованной группой. Например, очень интересно видеть под главной площадью города, каменную комнату, в которой делалось оливковое масло. В ней стоит огромный каменный пресс для выжима масла из оливок и некоторые другие приспособления для разных производств.

Нельзя не упомянуть о некрополях подземного Орвието. Это многочисленные захоронения, для которых вырубались могилы в камне и вместе с умершим захоранивались различные предметы быта.

Некоторые из пещер, до сих пор являются частной собственностью и закрыты для просмотра туристами.

Удивительный подземный город в Орвието

Билет стоит 6 евро, часы посещения с 11.00 до 17.15.

Другие достопримечательности

Обязательными объектами для посещения туристами так же можно назвать:

  • Дворец капитана народа (Palazzo del Popolo);
  • Церковь Святого Доминика (Chiesa di San Domenico);
  • Церковь Святого Ювенала;
  • Крепость Альборнос (Fortezza dell’Albornoz);
  • Аббатство святых Севера и Мартирия.

И это еще не все известные и замечательные места Орвието.
Каждый найдет для себя в этом местечке что-то интересное и особенное:

  • В нескольких км от Орвието есть частный винный завод — Decugnano dei Barbi, где проводят не только интереснейшие экскурсии по виноградникам и заводу, но и преподают мини-курс приготовления местных блюд;
  • В городе масса винных погребов и дегустационных залов, где любители вина смогут оценить этот продукт;
  • Прогулки по узким, средневековым улочкам, часто упирающимся в тупик, тоже небольшое приключение. Можно часами гулять и разглядывать причудливо украшенные закоулки и фасады домов;
  • Орвието известен еще с 6 века до нашей эры своей керамикой (Arte della ceramica di Orvieto). Множество мастерских сохраняют древние традиции, изготавливая керамику с изображениями людей и животных, покрытых темных лаком;
  • На улице Корсо Кавур есть старинная галлерея-мастерская, очень камерная. Здесь можно просто посмотреть картины и разные удивительные вещи, а также заказать репродукцию понравившейся картины.

Где остановиться?

Трудно представить себе более туристический город, чем Орвието.

Конечно же, именно для туристов здесь предусмотрены отели и отельчики на самый разный кошелек.

Лучшими отелями города можно назвать следующие:


Еще заслуживают внимания:

  • многочисленные аппартаменты, сдающиеся хозяевами;
  • в округе Орвието множество отелей — агроусадеб. Здесь есть возможность проживания и участия в настоящей сельской жизни.

Кухня

Как и во всей Италии, в Орвието можно и нужно вкусно поесть.

Множество небольших ресторанчиков и тратторий в старинном стиле, в которых хозяева всегда неподдельно рады гостям и стараются показать свою кухню во всём ее разнообразии.

Лучшие рестораны города:

  • Antica Bottega al Duomo, на Via Pedota 2;
  • Ristorante Al Pozzo Etrusco da Giovanni, на Piazza Dei Ranieri 2;
  • Trattoria del Moro — Aronne, на Via San Leonardo 7;
  • L’Antica Rupe, на Vicolo Sant’Antonio 2a.

Типичные блюда для этой области, конечно же, мясо и колбасы, сыры и блюда с трюфелями.

В Орвието можно и нужно вкусно поесть

Вино

И, конечно же, Орвието не был бы самим собой, если бы здесь не было Орвието Классико (Orvieto Classico) — знаменитого белого вина.
Как называют этот благородный напиток: «жидкое золото», «итальянское солнце в бутылке».

Эта марка вина имеет тонкий цветочный букет, мягкий вкус с послевкусием миндальных орехов и меда.

Производится в основном из винограда сорта Проканико. Могут добавляться и такие сорта, как: Канайло Бьянко, Верделло, Мальвазия и др. Еще при строительстве Дуомо им рассчитывались со строителями.

Знаменитое белое вино Орвието Классико

Тишина, вино, узкие средневековые улочки. Утопающий в зелени, «парящий город» — вот портрет этого милого города в сердце Италии.

Политическое значение Орвието в разные периоды истории было поистине велико. Это был «primus inter pares» («первый среди равных») город этрусков. Орвието отражал любые нападения, так как был прекрасно укреплен. Этруски выкопали глубокие колодцы, подземные помещения, переходы и отверстия, через которые можно было выбираться на равнину. Позднее жители города также столкнулись с угрозой осады и продолжали подземную работу, добавив к лабиринтам подземные мельницы и конюшни. В 1527 году, после разграбления Рима, здесь укрылся папа римский Климент VII и приказал соорудить для себя поразительный «колодец» с двойным пандусом, чтобы туда было легче спускаться.

Черно-белый собор, построенный в XII веке, доминирует над лабиринтом узких улочек. Это главная достопримечательность Орвието. В соборе находятся чудесные фрески Луки Синьорелли и Фра Анджелико. Прекрасны множество нарядных церквей и дворцов вокруг собора. Орвьето славится хорошими ресторанами и добрым вином, к тому же насладиться хорошей трапезой можно в средневековом окружении. Недаром еще 1500 лет назад Орвиетонередко называли Ойнареа - «местом, где вино течет рекой».

Достопримечательности Орвието

Порта-Маджоре

Во времена этрусков в город попадали через главные ворота - Порта-Маджоре, вырубленные в скале. Сегодня отсюда можно совершить экскурсию по городским укреплениям к маленькой церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, строительство которой было начато в 1704 г. Особенно живописен Орвието в западной части - вокруг Виа-Кава с прилегающими узкими улочками и типичными домами из туфа. Около дома № 26 можно спуститься в колодец Поццо-делла-Кава, сооруженный в 1527 г. Над оживленной Пьяцца-делла-Репубблика полностью царит Палаццо-Комунале, перестроенный местным архитектором Ипполито Скальцей в 1573-1581 гг. Слева - церковь Сант-Андреа с толстой 12-угольной колокольней XI в. Стоит прогуляться по Корсо-Кавур - торговой улице. В доме № 21 - старейшее кафе города Montucci. Слева взметнулась к небу башня Торре-дель-Моро, наискосок от нее - вытянутый в длину Палаццо-Гвальтерио с порталом, перегруженным декоративными элементами в стиле позднего ренессанса.

Пьяцца-дель-Пополо

Всего несколько шагов - и взору откроется Пьяцца-дель-Пополо, которая по четвергам и субботам превращается в рыночную площадь. Массивное здание из туфа - Палаццо-дель-Пополо с типично орвиетской деталью: рельефной полосой с шахматным узором, обрамляющим арочные проемы с окнами. Изначально существовавшие зубцы в форме ласточкина хвоста «прихорошили» в XX в. Начиная с 1990 г. во дворце проводят различные конгрессы. От Пьяцца-дель-Пополо стоит сделать крюк на север старого города и посмотреть на остатки церкви Сан-Доменико. В ней находятся надгробие кардинала Гийома де Брэ работы Арнольфо ди Камбио и деревянное Распятие, которое разговаривало в 1263 г. с Фомой Аквинским но время его приезда в Орвието. Под апсидой хора - часовня Петруччи - одно из красивейших помещений, созданных в эшоху Возрождения.

Собор в Орвьето

Собор в Орвието - одно из самых прекрасных сооружений итальянской готики. В период от закладки краеугольного камня папой Николаем IV в 1290 г. до завершения строительства в XVII в. здесь работали многочисленные зодчие и художники, но особо следует упомянуть сиенского архитектора и скульптора Лоренцо Майтани. Он руководил строительством с 1308 по 1330 г.; контрфорсы и фасад, образцом для которого послужил собор в Сиене, его заслуга. Четыре мраморных рельефа работы Майтани и других скульпторов в самой нижней части фасада - шедевры средневековой пластики, особенно два внешних. Если смотреть слева направо, то они представляют историю сотворения мира, ветхозаветные сцены, жизнь Христа и Страшный суд. Создатель бронзовых дверей главного портала (1964-1970) - Эмили Греко. Символы евангелистов над карнизом были отлиты в бронзе в Орвието или в Перудже (XIV в.), а мозаики по эскизам Майтани были изготовлены после 1325 г. В 1354 г. Орканья создал большое окно-розу; фланкируется оно фигурами пророков и апостолов.

Внутреннее убранство, в котором еще многое сохранилось от романской базилики, повторяет узор наружных стен в черно-белую полоску. Огромное художественное значение имеют две часовни справа и слева от средокрестия. Одна из них - правая - Капелла Нуова была расписана в 1499-1502 гг. Лукой Синьорелли после того, как Фра Анджелико и Гоццоли расписали уже два отсека свода; роспись эта - шедевр итальянской живописи Возрождения, темы ее - деяния антихриста и конец света, изображенные в высшей степени экспрессивно. В левой Капелле-дель-Корпорале можно увидеть драгоценный реликварий работы сиенского золотых дел мастера Оголино ди Вьери. В нем хранится тот самый окропленный кровью напрестольный покров, с которым связано «Чудо в Больсене». В настоящее время покров демонстрируется в большой мраморной дарохранительнице работы Орканьи. Фрески, созданные в 1357-1364 гг. Уголино ди Прете Иларио. повествуют о чуде и об истории покрова; им же выполнены фрески алтарной части. Витражное окно изготовлено в 1325 г., а украшенные интарсией кресла каноников - работа сиенского мастера Джорджо Амманнати.

Музей Клаудио Фаины

В скромном палаццо напротив собора открыты музей Клаудио Фаины с собранием этрусских и греческих ваз и городской археологический музей, где хранится статуэтка «этрусской Венеры» из могильника Канничелла. Музей собора размещен в романском на вид Палаццо-Солиано на солнечной стороне Соборной площади; там можно увидеть прекрасные ювелирные изделия и многостворчатый алтарь работы Симоне Мартини. На первом этаже находится музей Эмилио Греко, современного художника, создателя главного портала собора, вызывающего весьма противоречивые отклики. Как бы спрятанными между собором и Палаццо-Солиано выглядят папские дворцы, после реставрации объединенные в единый архитектурный ансамбль. В Национальном археологическом музее представлены находки, сделанные учеными в городе и в этрусских некрополях.

Колодец Поццо-ди-Сан-Патрицио

Среди остатков крепости XIV в. на восточном краю плато разбит красивый парк. Отсюда по канатной дороге можно спуститься вниз к колодцу Поццо-ди-Сан-Патрицио, сооруженному в 1527-1537 гг. Антонио да Сангалло по заказу папы Клемента VII. В шахте глубиной 62 м предусмотрена двойная винтовая лестница, чтобы груженые ослы при движении не сталкивались. К западу от колодца у самого склона стоят остатки этрусского святилища, которое благодаря прекрасному обзору от него называется «Храмом красивого вида».

Этрусские некрологи

Среди этрусских некрополей наиболее интересен называемый «Крочифиссо-дель-Туфо», и расположенный ниже города на Via F. Crispi. Прямоугольная сеть дорожек и маленькие, сводчатые склепы из туфа - в большинстве своем датируемые VI-V вв. до н.э. - действительно напоминают город мертвых.

Праздник тела Христова

В расположенном неподалеку городке Больсена в 1263 г. произошло чудо. Тогда как раз шли ожесточенные споры о том, превращаются ли хлеб и вино причастия в тело и кровь Христовы или же только символизируют их. В растерянности один священник попросил Всевышнего подать ему знак. Когда он стал отправлять мессу, из облатки на напрестольный покров со Святыми дарами, закапала кровь. После этого папа Урбан IV учредил праздник Тела Христова и повелел сохранять покров как реликвию в соборе города Орвието. Во время праздника совершается процессия, и реликварий со святыней проносят по улицам.

Справки

Piazza Duomo 24, 05018 Orvieto;
Тел.: 07 63 34 17 72;
Факс: 07 63 34 44 33;
www.orvietoturismo.it

Если в Риме вы уже успели ознакомиться со всеми основными достопримечательностями, а также посетить прекрасные и продегустировать кухню и вина Лацио в , то вам обязательно нужно выбраться из города на природу в соседний регион – Умбрию.
В Умбрии вы можете насладиться невероятно красивыми лесами, горами и холмами с виноградниками и оливковыми рощами. Сами итальянцы называют этот регион «зелеными легкими Италии», или даже «зеленым сердцем Италии». Поэтому здесь, в отличие от шумного Рима, мы будем много гулять, любоваться тихими улочками, красивыми церквями, окружающим нас пейзажем, и обязательно попробуем блюда и вина этого необычного региона.

Во время нашей прогулки по узким улочкам города, я расскажу об истории Орвието, которая начинается в далеких VII-III вв. до н.э. Вы узнаете, как город называли древние римляне и этруски, что стало с ним после того, как римляне разрушили город до основания, и каким образом город стал таким, каким мы его видим сейчас.
Настоящее чудо, ради которого стоит приехать из Рима в Орвьето – это городской собор – невероятный образец итальянской готики с мозаиками, рельефами и фресками, вдохновившими, возможно, самого Микеланджело для его фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле в Ватикане,.Кроме того, те, кто уже успел посетить , наконец-то своими глазами увидят реликвию и узнают историю, которая стала источником фрески Рафаэля «Месса в Больсене», написанной для покоев Папы Юлия II в Ватикане.

После осмотра и обеда в Орвьето мы отправимся в самый маленький и прекрасный городок Лацио – Баньореджо. Его называют также «Умирающим городом Италии» за то, что официально в городе проживает меньше 10 резидентов, а в зимний период жителей города можно действительно сосчитать по пальцам!
За этот день вы

  1. Познакомитесь с регионом Умбрия, сказочными городами Орвието (Orvieto) и Баньореджо (Bagnoregio) , их историей (в умеренных дозах, так как это экскурсия для удовольствия и отдыха от Рима)
  2. Вдохновитесь умбрийской кухней – одной из лучших в мире. Здесь предполагается либо обед в домашнем ресторанчике (не включено), или же есть опция продегустировать вина региона (красное из монтефалько и местное белое орвьето классико – кому что больше нравится) с сырной или мясной тарелкой.
  3. Посмотрите главные достопримечательности: собор, –смотровую площадку, колодец св. Патрика.

Организационные детали

  • Начало: в 8:30 утра, любая свободная дата по договоренности.
  • Продолжительность: около 8-10 часов, вместе с дорогой мы проведем за городом почти весь день, поэтому лучше не планируйте в этот день что-то еще.
  • Стоимость: 350 евро
  • Дополнительные расходы: обед/дегустация вин региона Умбрия и входные билеты в собор и музеи Орвьето не включены в стоимость экскурсии (билеты стоят от 3 до 5 евро). стоимость электрички Рим-Орвьето в 1 сторону — 7,80 евро. Такси Орвьето-Баньореджо-Орвьето обойдется примерно в 70 евро. Расходы на общественный транспорт не включены в стоимость экскурсии.
  • Электричка Рим-Орвьето отправляется от вокзала Термини в 8.58, время в пути 1:15 мин. Это единственная удобная утренняя электричка до Орвието, поэтому опаздывать нельзя. Обратно в Рим возвращаемся в 17.00 или 19.00.

Варианты трансфера в Орвието и обратно:

  1. 16 евро/чел на электричка от вокзала Термини. Время в пути – 1 ч 15 мин. Стоимость билетов – 7,80 евро в 1 сторону. Отправление: строго в 8.58 от вокзала Термини. То есть вариант опоздаем и поедем на следующей исключен. Следующая бюджетная региональная электричка будет около 12 часов. Путь обратно: варианты: 15.25 (прибытие в Рим в 17.00) или 17.25 (прибытие в рим в 19.00).
  2. 350 евро за 1-3 человек на Мерседес Е-класс, заберем вам прямо в отеле и вернем обратно.
  3. 450 евро за 4-7 человек на минивэне Мерседес.

Орвието: город в тумане

В часе езды от Рима, на небольшом холме, когда-то бывшем дном моря, стоит Орвието. Чтобы попасть в исторический центр нужно от станции проехать на фуникулере, который ходит раз в десять-пятнадцать минут по одному ему понятному принципу. Потом, используя тот же билет, сесть на автобус, который доставит вас до «сердца города» - Соборной площади (piazza del Duomo).

Довольно странно место. В ее центре высится забавный полосатый собор, где на входе с вас возьмут плату. Хотя, зрелище того стоит. Внутри он огромен и пуст одновременно. Ощущение, что когда-то здесь планировалось собирать по несколько тысяч прихожан. Хотя, если учитывать, что возвели его в XIII веке, то вполне можно допустить: он рассчитывался еще и жителей ближайших деревень, собиравшихся на городской ярмарке. Самое впечатляющее в нем - правая капелла, которую художники расписали всяческими ужасами в виде адовых мук. Причем вдохновлялись они «Божественной комедией» Данте, о чем свидетельствует и портрет автора на стене. При учете, что роспись создавалась в XV веке, выглядит она довольно натуралистично, что не очень-то свойственно тому времени. Тончайшая роспись. Куча каких-то завитков. И все это вокруг сцен убийства. Насилия и членовредительства. Странное дело: картинка довольно кошмарная, но рассматривать ее доставляет определенное эстетическое удовольствие. Можно только догадываться, какое впечатление фрески производили на крестьян-современников. Собственно ведь цель была простая: напугать, чтобы больше жертвовали и активнее молились.


Полчаса мы пробродили по собору с довольно простой целью: спрятаться от дождя. Забавно, что заходить в сам собор мы как-то не планировали. Но остались очень довольны. Потому как стало понятно, отчего именно этот Дуомо называют итальянским шедевром. Хотя со стороны это полосатое здание все равно кажется забавным. Может быть потому, что возвышается на площади как некий колос. На фоне него теряется даже Папский дворец, ныне превращенный в музей. Когда-то у понтификов было принято разъезжать по стране. Ну там в крестовый поход позвать, предложить городу пожертвовать на какое-то серьезное начинание. И чтобы Папам было комфортно, им строили дворцы чуть ли в каждом крупном городе.

Правда, музей мы честно проигнорировали, посчитав, что увидеть еще одного Караваджо или нечто подобное мы сможем и бесплатно. Во многих церквях Италии до сих пор висят оригиналы именитых мастеров. Вместо этого мы отправились в экскурсионное бюро напротив Дуомо. Там покупают билеты для тура по подземельям Орвието. Вернее, по довольно небольшой их части. Дело в том, что город весь изрыт катакомбами. В офисе мы даже увидели карту города, где напротив многих частных домов стоят значки. Что их подвалы тоже имеют спуски в подземелья, которые тянутся в общей сложности на несколько десятков километров. Точную цифру даже сами жители не знают.
Сколько нужно время, чтобы купить билеты? Ну, может минут пять со всеми уточнениями. Выходим обратно на площадь и попадаем в «молоко». То ли тучка низко проходила, то ли туман так быстро поднялся. Но видно вокруг метров на десять. Конец площади просто растворился в дымке, собор потерял очертания и просто угадывается как нечто большое. До экскурсии еще полчаса (их водят по расписанию). Так что начали наматывать круги вокруг.


Зашли в какой-то магазинчик, куда до этой отвели толпу китайцев: масса всякой домашней утвари из оливы. Цены такие, будто делали из красного дерева. Но китайцы чет-то покупают, им весело. Итальянцам еще забавнее: они, наверно, вообще резвятся от того, что их астрономические ценники не отпугивают туристов.
Оттуда завернули в башню Маурицио (Torre di Maurizio). Знаменита она тем, что ее венчают самые старые механические часы в Европе. Правда, надо уточнить, что исходят тут из даты упоминания в исторических летописях. Все путеводители в один голос обещали, что часы работают до сих пор, хотя запустили их в XIV веке. Посмотрели мы на них, сверились со своими. Часы на башне показывали все что угодно, но не точное время. Даже не близко. Хотя честно били каждые полчаса. Бой забавный: его производит фигура мастера-часовщика в старинной одежде, которая лупит молотом по колоколу. За несколько евро можно подняться наверх и посмотреть на оригинальный механизм часов, продолжающий функционировать. Но как-то нас не впечатлило. Тем более что в холле висит монитор с прямой трансляций. Крутятся шестеренки. Наверно, это действительно круто.
С часовщиком связана забавная местная история. Оказывается, что он не просто занимался изготовлением механизмов, но еще и следил за работой каменщиков при строительстве кафедрального собора. Отмечал, кто и во сколько пришел-ушел, сколько времени потратил на обед, сколько - на разговоры. По его исчислениям и начислялась зарплата трудового люда. Наверно, каменщики не сильно любили местного часовщика…

Вышли из башни. А от тумана-облака уже и следа не осталось. Светит солнышко, все блестит и сияет. Решили, что местная погода может считаться отдельным туристическим развлечением и достопримечательностью. Даже пожалели. Что не было времени побродить в тумане по средневековым улочкам. Ведь в тумане можно не увидеть антенн на крышах и пластиковых окон, сушащихся джинсов и дорожных знаков. А значит, ощущения будут наиболее приближенными к тому, каким мы могли застать город, приехав лет четыреста назад.
Тут подошло время и в подземелья спускаться. Вход расположен в паре минут ходьбы от центральной площади.

Нас провели за забор, распахнули двери, и мы оказались в огромном каменном мешке, который тянулся куда-то вглубь. Называется все это Грот Адриана (Grotte di Adriano). Как пояснил экскурсовод, когда-то местные обнаружили тут еще подземелья времен этрусков, а потом начали еще и туф для строительства добывать. Так что древнее жилище с мельничным жерновом плавно переходит в средневековые выработки.

Судя по масштабам комнат, строили тут с размахом. Своды бог знает, где над головой. Шахта вниз увидит еще метров на двадцать. Правда, ее предназначение я не очень понял. Просто дырка в земле диаметров метр и глубиной метров десять-пятнадцать. А над головой - лаз вверх.
Позже, все что можно тут добыли. Помещение отдали под мастерские. На самом деле, не самый приятный в мире «офис». Наверно, не просто работать, когда на плечи давит такая махина. Но поскольку большая часть произведенной тут керамики делалась для церкви. То особо спорить вряд ли бы получилось. Сказали здесь трудиться - народ и не спорил.

Ощущение такое, что теряешься в этих огромных залах. Правда, большая часть боковых ходов перекрыта, чтобы туристы не заблудились. Поэтому ходить можно только по основной части, тщательно подсвеченной для нужного впечатления. Дали минут пять еще побродить и повели обратно. Мы уже хотели возмутиться: мол, маловато будет. Но нас подвели к соседней двери в скале и снова повели вниз.

Теперь уже в древний колумбарий. Когда-то он был соединен с соседними катакомбами. Остался даже ход, который когда-то вел в больницу. Только его засыпало со временем, а раскапывать посчитали опасным. Собственно, как и большую часть ходов, когда соединявших десятки километров подземных проходов.
В общей сложности по пещерам выгуливают около часа. Этого вполне достаточно, чтобы впечатлиться и возжелать вернуться на поверхность. Хотя, надо сказать, за счет многочисленных окон, из которых можно выглянуть изнутри скалы и обозреть долину, лежащую внизу, воздух тут свежий. Нет гнетущей атмосферы, но когда глядишь на «улицу» и осознаешь, что находишься в толще скалы, ощущения довольно забавные.


С чувством выполненного долга пошли гулять по городу.

Нашли очень забавную кондитерскую с ручным шоколадом. Дорого. Но очень вкусно. Набрали кулек разных конфет, в соседнем баре купили бутылку местного вина. Оказалось, что вместе более чем… Хотя, конечно. Шоколад с вином… Но вкусно. Прошли через череду очередных лавок с изделиями из оливы. В половине случаев надписи на китайском. Видимо, тут эти ребята часто бывают. Специально для них продавцы вывесили таблички: берем и в долларах.

В Орвието есть масса симпатичных улочек, где здания подпирают друг друга изящными арками. Вот так, кружа по Орвието, вышли к Дворцу коммуны на Palazzo comunale. Сам по себе он не настолько интересен. Но вот в сочетании с башней и церковью, к нему примыкающим, смотрится очень красиво. Вообще площадь очень забавная, хотя и является проходной. Только задрал голову что-то рассмотреть - уже машина сигналит. Проехать кому-то приспичило.

Отсюда нужно двигаться вниз в район под названием Кава по уходящей от площади круто вниз Via della Cava e Pozzo della Cava.

Ведет она в старинный мастеровой квартал. Здесь еще боле старые дома. Улочка узкая настолько, что замшелые строения нависают сверху и ощущение, что вот-вот сомкнуться над головой. Это склон горы, а значит, почти все мастерские располагаются под домами. Все в тех же катакомбах, вырытых в туфе. В некоторые из них можно зайти. Правда, снова за пару евро. Мы долго искали нужную площадь, где можно спуститься к колодцу глубиной 36 метров. Нашли. Проблема была в том, что пятачок диаметром метров семь никак у нас с площадью не ассоциировался.

Забавно, что все эти старые мастерские много лет стояли заброшенными. А потом местные сообразили, что их можно облагородить и зарабатывать на туристах. Поэтому нижние этажи домов, откуда можно спуститься в старые мастерские, превратились в кафе. То есть заходишь через небольшой вход с билетной кассой, а выходишь в кафе. Хитрый маркетинговый ход. Чисто по-итальянски.

Последним пунктом значится колодец Святого Патрика. Он находится в кафе (надпись «Туалет только для клиентов» выполнена на 12 (!) языках) возле фуникулера, так что его удобнее посетить на обратном пути. Если конечно остались силы, чтобы спуститься на 62 метров вниз!

Название призвано напоминать легенду об очень глубоком ущелье, на дне которого всегда молился святой Патрик. Начали строить колодец по приказу Климента VII в 1527 году. У понтифика как раз случились неприятности, из-за чего он бежал в Орвието и начал стремительно укреплять город. Поднял городские стены, упрочил крепость Альборнос и задался целью обеспечить ее бесперебойное снабжение водой. Так и построили колодец. Правда. 62 метра рыли, чтобы до воды добраться. Хотя мне бы очень хотелось узнать, что думали об этом водоносы. Спуститься и подняться - довольно тяжело.


Топаешь и топаешь вниз. Довольно темно. Дна не видно. Слышна только капель. Откуда-то сочится вода. Сколько это - 62 метра - бог его знает. В какой-то момент просто оказываешься внизу. И тут нужно знать: чтобы подняться, нужно идти по противоположной лестнице, пройдя через центр колодца. Ибо билетная касса далеко от входа, а «вертушка» работает только в одну сторону. Можно совершить рывок наверх и выяснить, что наружу не выйти. Об этом, кстати, на входе не говорили. Нам просто повезло…

Тихий и прекрасный город Орвието размещается на туфовой скале в регионе Умбрия, в живописной долине реки Тибр.
Античный город был основан во времена этрусков в 8 в.д.н.э.

Орвието был одним из важнейших центров этруской цивилизации, входил в этруский союз.

Орвието был захвачен римлянами в III веке до нашей эры.

После падения Римской империи город приобрёл особое значение:туда был переведён из Больсены епископат, город удерживался готами и ломбардами до установления городского самоуправления (коммуны) в X веке.

С 1201 г. город имел самоуправление во главе с подестой (главой администрации).
Три семьи играли важную роль в городе: Моналдесчи, Филипесчи и Альберичи.
До наших дней сохранилась лишь семья Альберичи.
Город стал одним из культурных центров, когда Фома Аквинский преподавал в местном университете.
Ныне в городе действует филиал университета г.Перуджи.
Город был под папским контролем до 1861 года.
Несмотря на то, что он небольшой и все достопримечательности при активном графике можно просмотреть за один день, он таит в себе много загадок и секретов.
Кажется, что Орвието совершенно не поменялся со времен Средневековья и все мировые процессы и события далеко от этого лона природы и царства тишины.
По приезду следует воспользоваться фуникулером, чтобы непосредственно добраться до исторической части города.

Фуникулер бежит вверх к городу.

В целом, в городе можно двигаться по главной улице, поворачивая по указателям, которые доведут до всех достопримечательностей.

Схема движения проста:нужно просто постоянно удаляться от остановки фуникулера, продвигаясь в старую часть города.

Первое, что поражает наверху - тишина. Главная достопримечательность Орвието -романо-готический собор, заложенный в 1290 г. папой Николаем IV.

Собор-один из прекраснейших в Италии.

Строительство вели преимущественно мастера Сиены и Флоренции.

Особенно удачен фасад, а также следует отметить скульптуры работы Лоренцо Майтани XIV в. Мозаики на фасаде на тему жития Марии созданы в XIV в.

Внутри собора в часовне Сан-Бризио имеются фрески Фра Анжелико и шедевр Луки
Синьорелли «Воскрешение во плоти» (1499—1502).
В 1840-х годах собор реставрировался русскими архитекторами А. И. Резановым, Н. Л. Бенуа и А. И. Кракау.
За готическим фасадом скрывается типичная для Италии базилика.
Без особых изысков, лаконично и функционально: полуциркульные аркады между нефами и стропильная крыша.

Часовня расписана фресками Фра Анджелико и Лукки Синьорелли.
Именно от них вдохновлялся Микеланджело, когда расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане.

Городок прекрасен! Город настоящий, живой: парикмахерские, мастерские местных ремесленников, какие-то крошечные конторки и главная площадь...
Всё сияет чистотой и красотой.
И, что самое удивительное, безлюден.Туристов на улицах совсем-совсем немного.
Давайте насладимся красотой города...

В Орвието находятся многие другие достопримечательности - музей произведений Дуомо, крепость Альборнос, колодец Святого Патрика, церковь Святого Доминика, этрусские развалины, остатки стены, которая существовала более 2000 лет назад, этрусский некрополь и др.

Колодец Святого Патрика (Pozzo di San Patrizio)

Купив билет по доступной цене, вы спускаетесь по круговой лестнице. На пролете можно остановиться и посмотреть, сколько уже позади, а также вниз, где на своеобразном мостике столпились туристы. Строительство колодца началось в 1527 году, поскольку именно в Орвието поселился папа Климент VII после захвата Рима. По замыслу Папы колодец должен был снабжать водой крепость Альборнос. Известно, что мулы и ослы спускались вниз по одной из лестниц, там сосуды наполнялись водой, животные проходили по деревянному мостику и по другой лестнице поднимались вверх. У колодца святого Патрика глубина 62 метра, а ширина – 13 метров. Как вы же поняли, там есть 2 лестницы, которые не пересекаются друг другом: одна предназначена для спуска, а другая для подъема на землю. Посетителям требуется преодолеть 248 ступенек.
Стоя на деревянном мостике, нельзя не заметить, сколько монеток находится в колодце. Но что еще больше поражает, так это то, что расточительные туристы оставляют там куда более дорогие вещи.

Крепость Альборнос (Fortezza dell’Albornoz)


Она была построена по приказу испанского кардинала Альборноса. Уже в 19 веке крепость оказалась в плохом состоянии, практически разрушена и заброшена. Сегодня от нее остались круглая башня и каменная стена. От крепости в паре шагов расположен городской парк, в котором с удовольствием проводят время большое количество местных жителей. В тени можно спрятаться от солнца и подумать о приятных вещах.

Музей произведений Дуомо (Museo dell"Opera del Duomo)

Для европейских соборов характерно наличие музея при них: там собраны произведения скульптуры, живописи. Музей в Орвието состоит из нескольких отделов и находится на Соборной площади и в церкви святого Августина. На первом этаже дворца Солиано представлены работы итальянского скульптора ХХ века Эмилио Греко, а на втором – преимущественно коллекция средневекового искусства: фрески, утварь, работы ювелиров. Кстати, если сразу курить билет на посещение Дуомо и Музея при нем, то можно немного сэкономить.

Ряд достопримечательностей по пути к Кафедральному Собору

От Кафедрального собора красивый вид на городские башни с часами (башня Маурицио и башня дель Моро). Проста, но очень мила церковь Апостола Андрея с колокольней. Однако церковь сильно изменилась после в ХХ веке.

Подземный Орвието

Под городом существует лабиринт пещер и тоннелей, прорытых в вулканических скальных породах. Подземный город долгое время был секретным. Ныне он открыт только для организованных групп.

Билеты для экскурсии подземного города можно купить на площади возле собора города. В результате экскурсовод (есть интернациональные группы,чаще всего экскурсии проходят на английском и итальянском языках) расскажет о подземных пещерах, которые хранят в себе много секретов и спрятаны от взглядов любопытных.

Церковь Святого Доминика (Chiesa di San Domenico)

Находится приблизительно в 400 метрах от кафедрального собора. Она считается первой церковью, которая была возведена орденом доминиканцев. На центральном фасаде есть готический мраморный портал 13 века, а над ним хорошо сохранились до наших дней фрагменты фрески. На ней художники изобразили Мадонну с Младенцем. Нельзя не отметить погребальную капеллу Джироламо Петруччи, которая была создана по проекту скульптора Микеле Санмикелe.

Понравилась статья? Поделитесь ей