Контакты

Где был расположен город микены. Микены - центр древнегреческой цивилизации. Отрывок, характеризующий Микены

Одним из самых важных археологических памятников Греции являются Микены. Микенская эпоха процветала в Греции, начиная с 3000 года до н.э. Культура жителей Микен была уникальной, что ярко проявляется в легендах, искусстве и архитектуре. Она была обогащена греческой и средиземноморской культурой.

Сильное влияние королевской власти проявилось в величии крепости Цитадели, ее дворце, роскошном погребении королевской семьи. Основатель Микен теряется в тумане истории. Здесь приходят на помощь лишь греческие мифы, согласно которым город основал легендарный герой Персей.

Микены процветали долгое время, но в ходе кровопролитных и опустошительных войн цивилизации пришел конец. Наибольший вклад в обнаружение находок внес знаменитый археолог – Генрих Шлиман . Ценители древнейшей истории и развития цивилизаций непременно должны включить Микены в список своего туристического маршрута.

В Микенах можно найти множество интересных достопримечательностей, главнейшей из них является цитадель. Она стоит над плодотворной равниной Арголиды у побережья на северо-востоке Пелопоннеса.

Основной доступ к ней обеспечивают Левские ворота. Два льва, расположенные симметрично вокруг колонны, охраняют вход. Их размещение над главными воротами самой мощной цитадели позднего бронзового века символизирует что-то очень важное. Рельефная скульптура вырезана из серого известняка, а головы львов из металла, который со временем был утрачен. Ворота ранее закрывались двойной, тяжелой деревянной дверью.

Пройдя через Львиные ворота, справа можно увидеть знаменитое кладбище – первый круг королевских гробниц. Их обнаружил Генрих Шлиман в 1870-х годах. Зона захоронения имеет диаметр 27 метров , она обнесена двойным кольцом вертикально обтесанных каменных плит.

По ходу движения в цитадели, направляясь от гробниц, виден дворец. Он занимает центральное место на вершине цитадели.

Во внутреннем дворе находилась центральная королевская палата, ее пол был выложен гипсом, стены облицованы лепниной, на них рисунки в критском стиле, внутри был священный очаг, а крышу поддерживало 4 столба, сейчас именно эти столбы можно увидеть. В микенские времена дворец был щедро украшен яркими фресками и мозаикой.

Археологи, проводившие раскопки в древнем городе Микены были поражены. Ведь здесь было найдено величайшее чудо инженерии – система водоснабжения. Благодаря этому впечатляющему творению Цитадель имела неограниченную и безопасную подачу воды.

Вода поступала по подземным трубам из ближайшего природного источника. Каждый желающий может осмотреть тоннель, ведущий к подземному бассейну.

За стенами Цитадели можно посмотреть еще одно древнее захоронение. Ему дали название – могильный круг Б. Начало захоронений в этом месте относится к 1650 году до н.э. Здесь обнаружено 25 могил и собрано огромное количество артефактов. Наиболее ценными считаются экземпляры драгоценных предметов из золота, слоновой кости горного хрусталя.

Знаменитую гробницу Клитемнестры обнаружил известный немецкий археолог Генрих Шлиман. Клитемнестра являлась супругой Агамемнона, чья золотая маска была обнаружена в ходе раскопок и сейчас находится в Афинах в археологическом музее.

Гробница расположена около микенской цитадели и акрополя. Историки до сих пор не пришли к единому мнению о годах ее строительства. Они предполагают, что она создана в период между 15 и 18 веком до н.э. Гробницу построили для захоронения царицы вместе с ее любовником Эгисфом. Каждый год сюда съезжаются туристы, которых привлекает микенская культура.

Покидая цитадель, обязательно стоит взглянуть на гробницы в западной части. Здесь хорошо сохранилась Сокровищница Атрея, или по-другому ее называют Гробницей Агамемнона. Она была построена между 1350 и 1250 годами до нашей эры, и это самая сохранившаяся найденная могила. Вход в нее обрамлен металлическими элементами. Сокровищница изготовлена из камня, за столь долгую историю была разграблена. Но не смотря на это остается интересной достопримечательностью Микен.

Сувенирный магазин Золото Микен

Магазин Золото Микен – интересное место, которое разнообразит увлекательную поездку в крупнейший центр греческой цивилизации. В нем прошлое переплетается с настоящим. Подбирая сувениры себе и своим близким, складывается ощущение, что вы находитесь в музее, а не в крупном сувенирном магазине.

Здесь представлен огромный выбор продукции на любой вкус. Это и небольшие керамические, и металлические статуэтки, ювелирные изделия, невероятной красоты амфоры и многое другое. Все это копии подлинных предметов, найденных при раскопках, и созданы они своими руками.

О Микенах слышал каждый, кто интересуется историей древнего мира, археологией или античной литературой. Здесь жил царь Агамемнон, предводитель похода ахейцев на Трою , Арголидская долина, в которой находятся Микены, была воспета в греческих мифах . Город был настолько важен в жизни региона, что первую греческую цивилизацию стали называть микенской. Именно в местном акрополе Генрих Шлиман обнаружил золотую маску, одну из самых знаменитых археологических находок мира

Немного истории

Мифы гласят, что город построил Персей, а укрепления, сложенные из огромных каменных плит, возвели огромные одноглазые чудища - циклопы, ведь считалось, что обычному человеку не под силу построить что-либо столь грандиозное.

Географическое положение Микен и его достижения стали причиной того, что город не раз становился ареной борьбы за власть. Жестокость завоевателей и их изощренные методы борьбы отразились в легендах и мифах, которые причудливо переплетаются с реальными историческими событиями. Долгое время считалось, что Троя и Микены лишь фантазия античных авторов, но энтузиазм одного человека изменил представления всех ученых о древнем мире.

Вечный покой представители царской династии обретали в шахтных усыпальницах. Одна из самых известных - сокровищница Атрея, она представляет собой коридор длиной около 36 метров, который заканчивается купольным помещением. Над всем сооружением - гигантская каменная плита, вес которой около 120 тонн, и до сих пор не разгадана загадка, как же древним зодчим удалось поднять ее на такую значительную высоту.

Развлечения и достопримечательности Микен

Крепостная стена имеет длину около 900 метров, и ее монументальность поражает: некоторые глыбы весят более 10 тонн, а высота стены местами доходила до 7,5 метра. Толщина же стен порой достигала 17 метров, что позволило устроить внутри стены казематы и сводчатые галереи. С военной точки зрения конструкция стены была хорошо продумана: все участки были построены были так, чтобы максимальным образом защитить город от любых нападений. С точки зрения простого люда, жившего в окрестностях Микен, крепость была своего рода обителью богов; на холм, где она стояла, поднимались лишь по особым случаям, используя для этого многочисленные запутанные тропинки.

Для аристократов же к крепости вела дорога, вымощенная камнем, подходила она к сохранившимся до наших дней «Львиным воротам», через которые проходил путь к царскому дворцу. Эти ворота представляют собой сооружение из трех огромных, слегка обработанных камней, над которыми высечены из камня две геральдические львицы, олицетворяющие могущество династии Атридов.

С точки зрения специалистов по геральдике, эта композиция не имеет аналогов в мире.

В центре Микен находятся мегароны царя и царицы. В мегароне царя явственно видны балкон, преддверие и тронный зал. Пол и стены помещений украшены фресками, каждый из элементов тронного зала имеет почти сакральный смысл. По мнению специалистов, сооружения эти относятся к 14 веку до н. э., а некоторые элементы - к более раннему периоду. Это единственные в мире столь древние монументальные постройки.

Отзывы

Вопросы о Греции

Теплое лето на популярных курортах: Крит и Родос от турагентства Pegas Touristik ООО «ЦМТ». онлайн 24/7. Рассрочка под 0%.

  • Где остановиться: Тем, кто желает сочетать пляжный отдых с экскурсиями, имеет смысл выбрать один из курортов живописной

Расцвет Микен пришелся на 1400-1200 гг. до н.э. Микенский акрополь, возведенный еще в 16-15 вв. до н.э., был окружен в этот период новыми мощными циклопическими стенами, массивными фортификационными сооружениями, построенными в три этапа (1350, 1250 и 1225 года до н.э.).

Наиболее поздними по времени объектами, обнаруженными в Микенах, считаются как раз дворец и крепостные стены. Сохранившиеся крепостные стены в большей части представляют собой т.н. циклопическую кладку из огромных известняковых глыб, совсем не обработанных или лишь грубо обколотых, но отлично пригнанных.

Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда других работников. Поражают прежде всего монументальные размеры этих сооружений. Огромные необработанные глыбы известняка, достигающие в отдельных случаях веса в 12 тонн, образуют наружные стены крепости, толщина которых превышала 4,5 м. А ведь эти глыбы еще нужно было доставить к месту строительства! Камни вначале обрабатывались тяжелыми молотами, затем их резали бронзовой пилой. Применение системы противовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных расчетов. Характерно единообразие точно выработанных приемов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры.

1-2 - два основных типа микенской кладки. Кладка делалась на глиняном растворе. Середина стены заполнялась бутовым камнем.
1 - грубо отесанные многоугольные камни.
2 - отесанные прямоугольные блоки.
3 - поперечный разрез стен Тиринфа, на котором видны галереи и зубчатые стены из кирпича-сырца. Это самое сложное из укреплений микенской эпохи.
4 - план укреплений в Микенах. Слева - Львиные ворота.
5 - план укреплений VII в. в Эмпорио на Хиосе.
6 - план укреплений VI в. с выступающими башнями в Бурункуке-Ларисе.
7 - план афинской пограничной крепости IV в. в Гифтокастро.

Цитадель Микен не имеет башен, однако ворота хорошо защищены бастионами по сторонам. Сохранились стены на высоту до 8 м, хотя первоначальная их высота неизвестна.

Строители прекрасно использовали природный ландшафт, возводя свои стены на гребнях материковой скалы. Наряду с циклопическими стенами из почти необработанных блоков, в Микенах есть участки стен, построенных в другой технике и из другого материала – они сложены ровной и правильной кладкой из хорошо обработанных почти прямоугольных каменных блоков, достигающих иногда 3 м в длину. Такова стена и бастион у Львиных ворот, а также участки стены у северных ворот. Ворота имели две створки и закрывались с помощью скользящей балки. Подробнее о них я писала .

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв.м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые галереи с казематами, в которых хранилось оружие и продовольствие (толщина стена достигает здесь 17 м). Вся система оборонительных сооружений микенских крепостей была тщательно продумана и гарантировала защитников от непредвиденных случайностей.

Подход к главным воротам цитадели был устроен таким образом, что приближавшийся к ним противник вынужден был поворачиваться к стене, на которой находились защитники крепости правым боком, не прикрытым щитом. За воротами внутри крепости также находился узкий двор, обрамленный с обеих сторон стенами, где легко было защищаться от прорвавшихся сквозь ворота врагов.

Ныне, войдя в ворота, мы оказываемся на открытом пространстве, которое в основном занято идущей по кругу оградой, образованной двумя рядами поставленных на ребро каменных плит: они отмечают места более ранних шахтных гробниц. Внутри этой загородки были надгробия, на некоторых высечены человеческие фигуры. Между кругом ограды и стеной располагались дома и складские помещения.

Этот т.н. круг А шахтных гробниц был включен в периметр стен укрепления в период их возведения по всей видимости, как некий священный, культовый центр. Самые ранние укрепления Микен оставляли этот некрополь за пределами цитадели.

На протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. (XVI в. до н. э.). Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте Микенской цитадели. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений.

Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйца и другие явно привозные предметы.

Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минойская керамика. Расположены гробницы среди могил т.н. среднеэлладского периода. Очевидно, это были захоронения правителей.

Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далекими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах дает основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития.

К воротам ведет из нижнего города мимо священного для микенцев круга шахтных могил В (которые относятся к XVI в. до н.э и старше, чем знаменитые, раскопанные Шлиманом царские шахтовые гробницы круга А) главная улица.

По соседству с этим комплексом находятся остатки здания позднемикенского периода, также раскопанного Шлиманом, которое получило в наши дни название "Дом воинской вазы", благодаря знаменитому, найденному здесь большому микенскому кратеру с изображением воинов. Этот кратер находится сегодня в экспозиции Афинского Национального музея.

Самое время вспомнить об истории археологических раскопок Микен. Местонахождение древнего города было известно давно – задолго до того момента, когда Шлиман в 1868 г. впервые оказался у стен древнего города. Изображения укрепленного акрополя на скалистом холме в аргосской долине известны уже в 18 и начале 19 в. Например, такое вот романтизированное изображение Микенского акрополя. Не правда ли, узнать трудно?

История Микен является одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции. Именно археологи доказали реальное существование событий, описанных в античных поэмах. Согласно «Илиаде» Гомера, «Агамемнону» Эсхила Греция в Микенский период была страной высокой культуры. Историки древности Геродот и Фукидид говорили о Троянской войне как об истинном происшествии, а о ее героях – как о реально существовавших людях.

Между тем во времена, когда греки попали в поле зрения современной истории, они ничем особенно не выделялись среди других народов – ни роскошью дворцов, ни могуществом царей, ни большим флотом. Приписать содержащиеся в поэмах Гомера сведения фантазии писателя было, несомненно, гораздо проще, чем согласиться с тем, что за эпохой высокой цивилизации последовала эпоха упадка с его варварством, а затем новый подъем эллинской культуры.

Сегодня Микены в первую очередь связываются с именем Шлимана, который, изучив тексты поэм Гомера, открыл Трою, а затем - и «королевские могилы» в Микенах.

В 1876 г. в результате довольно быстрой разведки Шлиман раскопал шахтные гробницы круга А, находящиеся внутри стен укрепления и сделал свои всемирно известные находки. Среди нескольких золотых надгробных масок он выбрал самое, как ему показалось, «интеллигентное» лицо и приписал его Агамемнону.

Шахтные гробницы, обнаруженные в Микенах Шлиманом в 1876, были наиболее ранними из объектов в этом месте: каких-либо предметов, относящихся к неолиту, здесь нет, а ранне- и среднеэлладские остатки крайне незначительны. Предметы, найденные в гробницах, относятся к переходному от среднеэлладского к позднеэлладскому периоду и служат иллюстрацией к связям, существовавшим между Грецией и Критом ок. 16 в. до н.э. Вид раскопок Шлимана в Микенах на старинной гравюре:

Гробницы эти представляли собой шесть больших каменных колодцев, находящихся на территории, которая была впоследствии обнесена стеной. В колодцах найдено 19 скелетов, один из которых сохранился в частично мумифицированном виде. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота.

Здесь на плане хорошо показано месторасположение всех объектов, в т.ч. и гробниц:

В могилах имелись сокровища - предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, чаши, мечи, кольца и другие объекты. Среди последней категории - многочисленные золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов, розеток и других форм, типичных для микенских захоронений: это могли быть блестки с одежды или украшения гробов либо иного убранства.

Здесь были также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации, на двух имеются сцены охоты, изображенные в живой и выразительной манере.

Общий вес найденного здесь золота - более 14 кг. Ныне находки Шлимана украшают экспозицию Национального Археологического музея Афин.

Но часть находок представлена и в Микенах:

Некоторые из сокровищ и в наши дни не уступают творениям нынешних дизайнеров. ;-)

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным.

В Афинах Шлиман, кстати, отстроил себе роскошный особняк, стены которого украсил росписями, в соответствии со своим эксцентричным вкусом поместив изображения самого себя и своей жены среди античных богов и героев.

В шести гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня - оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски, а также керамика 16 в. до н.э.

Чрезвычайно редкий случай, когда царские захоронения столь древней эпохи дошли до наших дней фактически не разграбленными. Большинство этих находок выставлено в национальном археологическом музее Афин и является самой важной частью экспозиции музея.

Кстати, именно в Микенах были обнаружены знаменитые стелы с изображениями колесниц – одни из древнейших в Европе. В дальнейшем, с разной степенью интенсивности, раскопки велись в течение всего 20 столетия (Британской археологической школой и Афинским археологами), в результате чего был вскрыт комплекс зданий внутри укрепления, сам дворец, множество зданий за пределами стен, толосовые гробницы и многие другие памятники.

Но вернемся к акрополю. Двигаясь вверх по сохранившейся древней лестнице, переходящей в вымощенный камнями пандус, можно подняться на самую вершину холма, где и находился дворец правителя Микен.

Ныне он плохо сохранился, а некогда в него входили по двухмаршевой лестнице в минойском стиле с церемониальными приемными покоями.

Монументальный дворец состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений, в отдельном святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты.

Наверху лестницы находился прямоугольный двор, куда выходил большой зал, или мегарон, состоящий из портика с двумя колоннами, приемной и прямоугольного главного зала.

Устройство этого официального дворцового помещения описано у Гомера и оно аналогично другим микенским дворцам – в Мегаре, Пилосе, Тиринфе. Центральный зал мегарона имел размеры 12,95 х11,50 м. В центре этого помещения находился священный очаг круглой формы, вокруг которого находились 4 деревянные колонны, поддерживавшие крышу и украшенные бронзовыми накладками и трон правителя.

Очаг был неоднократно расписан цветными узорами по тонким слоям штукатурки. Пол зала вымощен плоскими плитами. Здесь были обнаружены остатки фресковой росписи, находящиеся сегодня в музее.

Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это, однако, не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране (этого мнения упорно придерживался А. Эванс). Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Мегарон, давший хрестоматийный план греческого жилища 2-1 тысячелетий до н.э., по-прежнему позволяет представить вид из окна дворца горделивого ахейского предводителя - обрыв, гора, холмы и равнина вплоть до туманящегося вдалеке моря.

О мегароне очень хорошо написал carmelist , хотя он писал о Тиринфе, но и к Микенам можно применить эту цитату: строительная техника определяется мерой одной человеческой силы, чья-то гениальная архитектурная мысль только что позволила изобрести метод кладки прямого угла из камня. Другой инженерный гений додумался подставить под перекрытие потолка обычный ствол дерева и создал самый знаковый элемент зодчества - колонну. Симбиоз этих двух творений родил мегарон - праформу будущей античной классики. Думаю, что радости строителей не было предела, они лепили один мегарон к другому, пока не слепили целый дворцовый комплекс Тиринфа.

Подытожим вышесказанное - характерные элементы мегарона:
- трехстороннее деление: балкон, преддверие и тронная комната;
- большой круглый очаг в центре тронной комнаты;
- четыре колонны, устроенные в квадрате вокруг камина в тронной комнате;
- трон расположен против середины правой стены в тронной комнате;
- полы и стены мегарона богато украшены фресками и геометрическими узорами;
- около правой и левой стен тронного зала располагались каменные скамьи

Мегарон царя носил сакральный характер: царь, бывший также верховным жрецом, восседал на троне, а жрецы вокруг него на скамьях.

Разрез мегарона:

Здесь и выше на горе было еще много других помещений, но от них по большей части не осталось и следа. Упомянем о некоторых из них: помещение суда, находилось непосредственно перед мегароном. Обычно суд с трех сторон окружался коллонадой. В Микенах около суда заканчивается "Большая Лестница" (каменная лестница, берущая свое начало от “Львиных ворот”).

Мегарон царицы - в Mикенах это помещение уступает размерами мегарону царя, однако был столь же роскошным и с двумя световыми колодцами. Мегарон царицы расположен рядом с северной стороной мегарона царя.

Ванная - обнаружена около царских комнат. Сама ванная собрана из фрагментов, и как все прочие ванны небольшого размера, сидячая. Даже микенские цари не имели больших ванн!

На вершине горы имеются следы архаического дорического храма, здесь был обнаружен архаический рельеф, а также найдены предметы, относящиеся к эллинистическому периоду. В юго-западной части Дворца обширная территория была занята святилищем. Здесь хранились посвятительные дары божеству, оброки, дары и доходы царя. Видимые в настоящее время пифосы использовались для хранения масла и вина, а возможно и зерна, хотя последнего обнаружено немного. В находящихся перед пифосами резервуарах с кладкой, возможно хранились драгоценная утварь. Кладовые не имели ни окон, ни световых колодцев и освещались масляными светильниками.

В северо-западном углу укрепленной территории имелся подземный источник с резервуаром, к которому вела лестница в 83 ступени. Древнее название источника - Персея. Из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.

Спускаясь с вершины холма, нужно обязательно заглянуть в уходящую в толщу стен цитадели, а затем – и под землю, рукотворную галерею, ведущую к подземному источнику и цистерне с запасами питьевой воды. Это типично микенское сводчатое помещение, сложенное из огромных, плохо обработанных известняковых глыб, заканчивающееся вырубленным в скале проходом к цистерне, производит огромное впечатление своей мощью и размерами. Здесь же в стене можно заметить две узкие лазейки, которые могли служить тайным ходом для внезапных вылазок во время осады.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, по-видимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей.

В заключение хотелось бы привести рассуждения американских ученых о связи между минойскими и микенскими дворцами.

Расположение Центрального мегарона в Микенах, ясно указывает, что это был архитектурный центр дворцовой структуры. Расположение всех остальных построек зависят от расположения мегарона. В Микенах мегарон является сердцем дворца, непосредственным административным центром. В Микенах в царском мегароне осуществлялся суд и административное управление.

Напротив на Крите, в Кносском дворце царский мегарон не является центральной постройкой, он является просто монументальной версией нормального частного дома. В Кноссе существуют и другие тронные залы, которые использовались царями для выполнения отдельных религиозных или государственных целей. В этом смысле, архитектура Микенского дворца может характеризоваться как центростремительная, в отличие от центрической природы Дворца в Кноссе.

Микенские дворцы отражают намного большую индивидуальность, нежели критские дворцы в том смысле, что в Микенах каждая постройка неповторима, а в Кносском дворце одних только кладовых около 30. В Микенах резко противопоставляется дворцовая архитектура и жилища простых людей. Если на Крите застройки “нижних городов” по стилю соответствовали дворцам, то в Микенах никакого сходства между дворцом и жилищами простого народа не найдено, несмотря на попытку экспедиции Университета Минесоты в 1960-1970-х годах составить полный план Микен. Дворец в Микенах всегда связан только с местом жительства монарха и связанных пристроек, и это различие между королевской областью и местом жительства простых людей было подчеркнуто конструкцией массивных стен вокруг цитадели.

Источники, процитированные в постах о Микенах.

Микены находятся на холме между двумя горными возвышенностями. Крепость Агамемнона в Микенах лучше любого другого места в Греции заслуживает названия легендарной. Крепость обнаружил в 1874 году немецкий археолог Генрих Шлиман, открывший . Шлиманом двигала простодушная вера в то, что здесь он обретёт свидетельства, подтверждающие правдивость гомеровского эпоса. Шлиман нашёл блистательно сделанные изделия из золота и необычные захоронения.

Микенско-Аргосский регион относится к тем областям Греции, которые были обитаемы с древнейших времён, о чём свидетельствуют неолитические стоянки, появившиеся около 3000 года до нашей эры. Но с Микенской крепостью и драматическими событиями вокруг неё связаны три столетия конца 2-го тысячелетия до нашей эры – период примерно от 1550 до 1200 годов до нашей эры. Он назван Микенским, но термин подразумевает не только окрестности Микен, но всю цивилизацию бронзового века, процветавшую в то время на .

Миф, изложенный Гомером в «Илиаде» и «Одиссее» и Эсхилом в «Орестее», рассказывает об истории Микен. Микены заложил Персей, убивший медузу Горгону, но затем город попал в обагрённые кровью руки Атрея. Фиест соблазнил жену своего брата Атрея, и тот, чтобы отомстить, убил сыновей Фиеста и скормил их родному отцу. Не удивительно, что такое поведение прогневало богов. Дочь Фиеста Пелопия родила от отца сына, которого назвали Эгистом, который, повзрослев, убил Атрея и вернул престол Фиесту.

Проклятье богов пало на сына Атрея Агамемнона. Вернувшись в Микены с Троянской войны, во время которой он командовал греческими войсками за этот пост главнокомандующего он, отправляясь на войну, пожертвовал свой дочерью Ифигенией – Агамемнон был убит собственной женой Клитемнестрой и её любовником – тем самым Эгистом, который убил его отца Атрея. Трагический круг завершил сын Агамемнона Орест, убивший свою родную мать, то есть Клитемнестру, после чего его преследовали Эринии – до тех пор, пока Афина не выпросила у Эриний прощение злосчастному мстителю и не сняла с рода Атридов тяготевшее на нём проклятие.

То, что обнаружили в Микенах археологи, замечательно вписывается в легенду – по крайней мере, если понимать её как поэтический рассказ об истории междинастических распрей или – к чему склоняются в большинстве своём учёные – слияние нескольких рассказов, возникших в разные времена и о разных же временах повествующих. У строения, которое нашёл Шлиман, обнаружены черты, позволяющие думать, что оно использовалось примерно с 1950 года до нашей эры, но знавало два периода явного запустения: около 1200 и снова – около 1100 годов до нашей эры, после чего город, процветанию которого, казалось бы, ничто не мешало, и вовсе был оставлен обитателями.

Объяснить все эти события пока не удаётся, тем более что известная теория «дорийского нашествия» не может быть верной, но похоже, что закату Микен могла способствовать какая-нибудь масштабная война между соперничающими царствами. И ещё похоже, что высокое развитие цивилизации к XIII веку до нашей эры лишь ожесточало борьбу, а раскопки Трои подтвердили рассказ о разорении в 1240 году до нашей эры этого города войском, предводителем которого очень даже мог быть царь из Микен. Как раз в этот период в Микенской крепости строились новые мощные укрепления.

Микенская цитадель

Войти в Микенскую крепость (лето: понедельник 12:30 19:30, вторник-воскресенье 8:00-19:30; зима: 8:30-17:00; 8 €) можно через знаменитые Львиные ворота. Большой интерес вызывают грандиозные стены, толщина которых местами достигает 6 метров и сложены они из камней огромных размеров. Стены называют «циклопическими»: эллины полагали, что соорудить подобное по силам лишь каким-то легендарным существам, например, циклопам – не смертным людям. Над воротами – резной рельеф изящной работы.

Микены в этот период находились на вершине своего могущества – город возглавлял конфедерацию городов Арголиды ( , Ассина, Гермиона – нынешний Эрмиони), господствовал на Пелопоннесе и властно распространял своё влияние на другие города, расположенные на побережье Эгейского моря. Столп, поддерживаемый двумя могучими львами, похоже, был своего рода гербом микенского царствующего дома – во всяком случае похожее изображение украшает найденную в крепости стелу.

Внутри стен справа Шлиман в результате раскопок обнаружил захоронения – Погребальный круг. Полагают, что здесь находятся останки Агамемнона и его приближённых, умерщвлённых после того, как они победоносно вернулись из Трои. Открыв одну из могил, Шлиман обнаружил в ней очень тщательно выполненную великолепную золотую маску и решил, что это Агамемнон: «Я взирал на лик Агамемнона!» – восклицал немец в восторженной телеграмме, отправленной им королю .

В самом деле, на какое-то время истинность гомеровых повествований показалась несомненной и неопровержимой. Но в действительности оказалось, что погребения совершались по крайней мере за три столетия до Троянской войны, хотя если Гомер соединил в своём эпосе несколько различных сказаний, появившихся в разное время, нет причин отвергать вероятность связи между маской и микенским царём, которого могли звать и Агамемноном. Сокровища (они теперь в ) несомненно царские – мало какие из археологических находок сравнимы с ними по своему богатству и пышности.

Шлиман считал просторный Южный дом за могильным кругом дворцом Агамемнона. Однако Царским дворцом скорее было более величественное здание, обнаруженное позднее во время раскопок недалеко от вершины акрополя. В XIII веке до нашей эры его перестроили, и получился впечатляющий, прекрасно отделанный архитектурный комплекс: хотя развалины доходят лишь до уровня земли, границы между отдельными помещениями угадываются достаточно легко.

Подобно всем микенским дворцам, и этот выстроен вокруг большого внутреннего двора: лестница на южной стороне вела, должно быть, через некую прихожую в большой прямоугольный тронный зал. На востоке через сдвоенный портик входили в мегарон большие приёмные покои с традиционным круглым очагом посередине. Считается, что небольшие отсеки в северной части дворца служили царскими покоями, а остатки алебастровой ванны, найденные в одной из этих комнат, наводят на зловещие подозрения – уж не здесь ли убивали Агамемнона?

Прогулка по земляным валам погружает в грёзы о событиях давно минувших дней. Потайная цистерна, которую зарыли там около 1225 года до нашей эры, напоминает о том, какую жизнь вели микенцы. Возможно, она помогала обороняющим крепость выдержать осаду извне. Ступени ведут вниз, к подземному источнику – и вы можете преодолеть этот путь до конца, только возьмите факел или, лучше, фонарик, и наденьте сапоги: на последнем вираже извилистого перехода капает вода. Неподалёку находится Дом колонн, сохранился фундамент лестницы, которая некогда вела наверх.

В самой крепости могла селиться только микенская правящая верхушка («элита»). Поэтому основная часть города расположена ниже, за пределами оборонительных стен, у дороги были найдены остатки домов, принадлежавших торговцам маслом и вином. Среди находок – таблички с линейным письмом, которые удалось прочесть: на таблицах написаны рецепты ароматизации оливкового масла пряностями.

Там же нашли немало глиняной посуды, внешний вид и обилие которой позволяет думать, что у древних микенцев существовали обширные торговые связи. Найденные таблички лишний раз свидетельствуют о высоком уровне микенской цивилизации: судя по расшифрованным текстам, навыки письменности имели не только правительственные писцы, трудившиеся в царских дворцах, как думали прежде. Возможно, рядом с крепостью находился процветающий зажиточный город.

Рядом с развалинами жилищ обнаружен ещё один Могильный круг, сооружение которого относят примерно к 1650 году до нашей эры. Возможно, эти захоронения оставила прежняя династия, соперничавшая с царями Погребального круга. Рядом два толоса – так назывались круглые погребальные камеры. Обнаруживший толосы Шлиман «опознал» их как могилы Эгиста и Клитемнестры. Первая, та, что ближе к Львиным воротам, сооружена около 1500 года до нашей эры и теперь обваливается – потому её огородили верёвками. Вторая – лет на двести моложе, иначе говоря, относится к временам Троянской войны, и к ней пока пускают.

Сокровищница Атрея

В четырёхстах метрах по дороге от крепости находится толос, называемый Сокровищницей Атрея, или более официальное название – «Могилой Агамемнона» (тот же график, что у крепости; плата за вход включена в стоимость билета в крепость). Под этим куполом, видимо, в самом деле хоронили последних микенских царей.

Но зачем бы и для кого бы ни воздвигалось это напоминающее улей сооружение, оно бесспорно остаётся выдающимся памятником микенской эпохи. Войдя в толос через величественный пятнадцатиметровый туннель, вы окажетесь в слишком узком проходе, так называемом дромосе.

Сокровищница Атрея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями.

Деревня Микинес

От современной деревни Микинес всего 2 километра до развилки автострады Коринф-Аргос и до железнодорожного вокзала в Фихти, но далеко не все поезда маршрута -Аргос останавливаются на станции Фихти.

Автобусы, едущие из в Аргос или , обычно высаживают желающих попасть в Микены пассажиров у Фихти (в кафе рядом с развилкой торгуют автобусными билетами), а не в деревне Микинес.

Её и античные Микены обслуживают переполненные автобусы, едущие из Нафплиона через Аргос. До античных Микен из центра Микинес два километра пути в гору, в сезон вам попадётся пара передвижных забегаловок и передвижная почта – в фургоне.

  • Проживание и питание в деревне Микинес

Если собственным автомобилем вы не располагаете, то вам, быть может, захочется остановиться в деревне: Микинес днём заполнена туристами, но когда заканчивается рабочий день и автобусы с путешественниками уезжают, сразу же воцаряется тишина. На единственной улице селения есть гостиницы, названные именами Атридов, но можно и снять комнату. От обоих микинесских кемпингов (их два) до центра рукой подать, хотя они находятся на околице села.

Оба работают круглый год, хотя Camping Mykines меньше, но ближе к археологической площадке, чем Camping Atreus. Во всех нижеперечисленных гостиницах работают рестораны, рассчитывающие в основном на группы туристов, желающих ланча, поэтому не ждите от этих заведений чего-нибудь этакого. Захочется поесть, зайдите в Electro или King Menelaos, а то и просто Menelaos – вся троица устроилась на главной улице.

1). Отель Belle Helene – Своеобразная гостиница с хорошим рестораном – в том самом доме, где жил Шлиман, когда шли раскопки в Микенах. В книге гостей вы увидите автографы Вирджинии Вульф, Генри Мура, Сартра и Дебюсси;

2). Отель Rooms Dassis – Приятная, хорошая обстановка; гостиницей и турагентством владеет Марион Дассис, канадка, вышедшая замуж за одного из членов местного клана. Гостиница хороша для проживания групп, студентов и семей;

3). Отель Klytemnestra – Чистые, приятные, современные номера, управляют гостиницей греческие – или австралийские – хозяева;

4). Отель Le Petite Planete – Прекрасные виды и плавательный бассейн. Работает с апреля по октябрь. Местонахождение: недалеко от античных Микен.

Аргосский Герайон и античная Мидея

Мало посещаемый Аргосский Герайон (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно) в микенские и классические времена считался важным святилищем, посвящённым Гере. Предание гласит, что именно здесь Агамемнона выбрали предводителем войска во время Троянской войны. От Микен до святилища 7 километров на юг, дорога идёт вдоль нового шоссе на Тиринф, по пути можно любоваться великолепными видами равнин, простирающихся до Аргоса.

Близ храма вы увидите несколько микенских погребений, но главное – храмовый комплекс (точнее, его остатки) над соединёнными меж собой террасами – построено в V веке до нашей эры. Уцелели также римские бани (термы) и палестра, а центральный фундамент храма по величине такой же, как у афинского Парфенона.

Если вы на машине, и едете по дороге Микены-Нафплион, то Герайон – прекрасный повод отвлечься, а если вы уже осмотрели Микены, то можно совершить прогулку к этому храму – из деревни Микинес вы дойдёте пешком за час с небольшим, только отыщите сначала старую тропу, ведущую из Микинеса на юго-восток – она идёт параллельно дороге на Айия-Триаду. Из деревни Хоникас можно уехать на автобусе в Аргос, но лучше всё-таки преодолеть 5 километров и добраться до селения Айия-Триада, которое связано с Нафплионом, и откуда транспорт ходит несколько чаще.

Город Микены был одним из главных экономических и политических центров древнегреческой цивилизации, существовавший с 1600 - 1100 гг. до н.э.. Микены - это один из самых известных и впечатляющих археологических памятников бронзового века. Именно здесь зародилась великая Микенская цивилизация, которая впоследствии подчинила себе всю территорию древней Греции. Располагается на Пелопоннесе в 90 км к юго-западу от Афин рядом с деревней Микинес.

Микены - дворец легендарного царя Агамемнона. На территории Микен расположены древние гробницы царей, древний акрополь и львиные ворота (вход в акрополь) и другие достопримечательности.

Микенский холм расположен на высоте 278 метров и отделен от других окружающих склонов крутыми ущельями. Считается, что город Микены был заселен индоевропейцами еще около 2000 г. до н.э., которые занимались земледелием и скотоводством. В эпоху бронзового века в городе были созданы укрепленные стены и оружейные деревни. Со временем Микены стали столицей восточной части Средиземноморской территории.

Микены являлись влиятельным центром древнего мира. К сожалению, наши знания об этой цивилизации остаются не полными, т.к. писаний и других прямых доказательств этой эпохи не были найдены. Основными источниками наших знаний являются поэмы Гомера, драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, а так же писания эллинистов и древних историков.

По преданию, город построен Персеем. Здесь жили потомки Даная и переселившихся из Элиды амифаонидов, а затем и пелонидов, при которых сильно возвысившийся соседний Аргос, подчинил себе Микены. По возвращении гераклидов город стал приходить в упадок и в эпоху Греко-Персидских войн окончательно погиб в борьбе с аргосцами.

Жители переселились в Клеоны, в Керинию, в Ахайе и к царю Александру Македонскому. По словам Страбона, в его время не оставалось и следов от города, но Павсаний описывает значительные остатки циклопической стены с Львиными Воротами, подземные Сокровищницы Атрея и его сыновей, могилы Атрея и Агамемнона. В доантичный период Микены были одним из крупных центров Эгейской цивилизации, погибшей в результате извержения вулкана Санторин на острове Тира в Средиземном море.

Дворцовый комплекс был обнаружен археологом Генрихом Шлиманом в 1876 году, который обнаружил в шахтовых гробницах золотые изделия и тем самым подтвердил славу "златообильных Микен". Микенское золото хранится в Национальном археологическом музее в Афинах.

Подобные цитадели возводились для правящей элиты. За крепостными стенами жили не только знатные особы, но и ремесленники, купцы. Стены крепости достигают в ширину 14 метров. Их называют "циклопическими" из-за легенды, по которой эти стены возвели циклопы.

От огромного царского дворца, расположенного на вершине холма, остались лишь полы. На камнях до сих пор можно увидеть следы пожара, уничтожившего это великолепное сооружение. Здание было 23 метра длиной и 11,5 меров шириной. Вход с севера ведет к покоям королевской семьи. Здесь сохранились остатки фундаментов в том числе красная комната с полом - также известный как красная ванная комната - где был убит царь Агамемнон.

Львиные ворота были сооружены в XIII веке до н.э и ведут к акрополю. Своим названием они обязаны барельефу со львами, венчающими дверной проем. Внутри акрополя было обнаружено шесть царских гробниц с богатейшими погребальными дарами - эти сокровища и нашел Шлиман.

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах — «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. Лучше всего сохранились сокровищница Атрея и гробница Клитемнестры, они сохранились практически полностью. Всего около акрополя их 4 - еще у двух гробниц крыши-купола не сохранились. Если встать на тропинку в акрополь и смотреть на акрополь - одна гробница без купола находится слева, рядом с музеем. Справа находится две гробницы рядом - Клитемнестры и еще одна без купола. А сокровищница Атрея (гробница Агамемнона) - чуть в стороне от акрополя, необходимо спуститься по шоссе вниз примерно на 1 км (обычно мимо нее все автобусы проезжают по поути к акрополю и делают остановку).

Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

В 7 км к югу от Микен находится Аргив-Эрейон (Иреон Аргивский). Это святилище Геры, почитаемое на протяжении почти двух тысяч лет, по Гомеру было именно тем местом, в котором Агамемнон был избран предводителем греческой экспедиции в Трою. Целый комплекс микенских могил VII-V веков до н. э. тянется тремя террасами, вокруг которых найдены римские термы и палестра, а сам храм, как считается, послужил прообразом афинского Парфенона.

Мифология

Название Микен связано с самыми известными греческими мифами, которые дошли до нас через эпос Гомера и другие великих трагедий древности. По преданию, Микены были основаны Персеем, сыном Зевса и Данаи, и его потомки правили в этой области на протяжении многих поколений. Династию Персея сменила династии Атрея.

Сын Атрея, Агамемнон, гордый лидер ахейцев (древнее название греков), возглавил греческое армии против Трои в 13-ом веке до нашей эры. Когда армия и флот собрались у Авлис, восточнее Афин, чтобы отправиться в Трою, ветер стих, и корабли не могли двинуться в путь. Тогда Оракул сказал грекам, что для того, чтобы ветер вновь поднялся, Агамемнон должен принести в жертву свою младшую дочь Ифигению. После длительных мучений жертва была принесена и армия отправилась в 10-ти летний поход, приведший к падению Трои.

После своей торжественной победы, Агамемнон вернулся в Микены, его жена Климнестра, до сих пор не оправившаяся от смерти дочери и узнавшая об изменах мужа, вместе со своим любовником, убила Агамемнона во время приема ванны. Обезумивший от ярости, ее сын Орест, подстрекаемый своей сестрой Электрой, убивает мать и ее любовника, чтобы отомстить за смерть отца.

Сегодня, вот уже 3000 лет спустя, греки по-прежнему называют жен, убивших своих мужей «Климнестра».

Понравилась статья? Поделитесь ей